В рекордно короткие сроки и малыми средствами Украина умудрилась все- таки сделать шоу такого уровня, что всем последующим странам, которые будут принимать «Евровидение», придется попотеть, дабы не выглядеть бледно на фоне украинского мероприятия. «Нас просили не провалить акцию, а Украина взяла — и задала высокие стандарты», — по этому поводу в ближайших планах главы Национальной телекомпании Украины Тараса Стецькива — подготовить список людей, участвовавших в подготовке шоу (всего их 600 человек без учета компаний-подрядчиков), который будет предоставлен Секретариату Президента. В отдел наград.
Один из главных тезисов президента НТКУ: потратили на 10 млн. бюджетных гривен меньше, нежели планировалось. Это было подчеркнуто несколько раз: 53—57 млн. вместо 67 ми предполагаемых. Неточность в подсчетах (в 4 млн. грн.) образовалась потому, что подобьют окончательные результаты, как было обещано, к завершению второй декады июня. НТКУ даже обещает огласить весь список компаний, выбранных «на подмогу» в создании еврошоу — образно говоря, предать широкой огласке «имена, пароли, явки», кому и сколько заплачено за работу. Подчеркнули и то, что тендер был проведен с небывалой оперативностью: за февраль — апрель (отведенные организаторам на подготовку конкурса) состоялось 73 тендера, которые выиграли 200 фирм.
Относительно вызвавших длительные споры о честности победы в нашем отборочном туре «Гринджол»: «сколько бы раз украинцы не переголосовывали, все равно победили бы они». Одна из причин — не прошел еще на тот момент помаранчевый подъем, таково мнение президента НТКУ. О декорациях. Некоторые вопросы возникали по поводу того, выдержит ли здание нагрузки всего того уникального, что на него навешали, признаются организаторы. Ведь только на фасаде разместили 22 тонны праздничной «фурнитуры». Как бы там ни было, но абсолютно все ремонтно-строительные трансформации, которые происходили с Дворцом спорта, получили в результате положительную оценку профильных институтов. В смысле, о том, что они таки не обвалятся на голову гостям — без предварительных «одобрямсов» соответствующих специалистов не делалось ничего. Об оценке европейцев и говорить нечего. «Это было лучшее шоу, которое я видел в своей жизни! Также в Киеве был лучший «Евроклуб», лучшее официальное открытие, лучший пресс-центр. Наши украинские партнеры провели невероятную работу, за которую Европейский вещательный союз очень благодарен», — так выразился исполнительный директор ЕВС Сванте Стокселиус.
О «дебете с кредитом». Относительно того, сколько было потрачено, уже сказано. Взяли небольшой «реванш» на билетах. Продали, правда, как признаются, около 60% всего напечатанного. Собрали — 5 млн. гривен. Однако организаторы, во-первых, напоминают о том, что каждый приехавший к нам гость, по статистике, «оставляет» в стране около 500 у. е. Во-вторых, заверяют, что говорить о прибыльности подобного конкурса «здесь и сейчас» — вообще некорректно. Это долгосрочные инвестиции, говорит Т. Стецькив. Иностранцы в очередной раз услышали об Украине, и это главное. По его словам, «подкрепленным прогнозами экспертов», возросла инвестиционная привлекательность страны, что «грозит» приходом в Украину в следующем году более одного миллиарда долларов. А те 1900 журналистов, которые были аккредитованы на мероприятие, соответственно, в своих материалах разнесут информацию об Украине по всему миру. Несмотря на то, что «Евровидение» закончилось совсем недавно, по словам президента НТКУ, сайт шоу уже пестрит многочисленными запросами от иностранцев в духе: «Хочу приехать в Украину в августе. Как это сделать, где разместиться?» и т. д.
Если по поводу качества шоу, подготовленного, еще раз заметим, в небывало краткий срок, организаторам действительно стоит ставить «пятерку», то радость по поводу последствий разделяют далеко не все. О том, что косвенной причиной создания палаточного городка на Трухановом острове послужило отсутствие в столице достаточного количества койко-мест в отелях, умолчим. Вышеупомянутые пять баллов можно поставить, в первую очередь, к примеру, за посткарды Олеся Санина (40-секундные ролики об Украине, перемежающие выступление участников; ролики уже «приглашены» на три европейских фестиваля). А вот за то, что Украина не смогла себя достойно прорекламировать за рубежом, определенно стоит ставить «двойку», считает представитель Государственной туристической администрации Владимир Царук. Не в последнюю очередь нынешнюю победу на «Евровидении» греческой певицы связывают с тем, что ей была организована активная промо- кампания по всей Европе. То есть сработал принцип узнаваемости. Так и с Украиной. Вернее, с нашей страной этот принцип как раз не сработал. Делать скидку на то, что было мало времени на подготовку, не стоит, считает В. Царук, — просто следовало бы уделить первоочередное внимание вопросу саморекламы. К примеру, та же Хорватия, скажем так, «безо всякого повода» ежегодно выделяет на рекламу самой себя на канале «Евроньюз» около 1 млн. долларов. Это при том, что ее курорты и без того достаточно известны европейцам.
А вот известность Украины в мире после оранжевой революции отнюдь не стоит преувеличивать, говорит специалист. Да, Украину узнали, о ней заговорили, Европа поняла, что с этой страной можно иметь дело. Но даже когда существует хорошая, выразимся современным языком, «фишка», ее реноме нужно постоянно поддерживать…
…Для себя ГТА сделала иной вывод. Анализируя то, что пользовалось спросом у гостей во время «Евровидения», администрация поняла, какой прибывающим к нам туристам информации не хватает. Недорогих путеводителей по 10—15 гривен — даже иностранцы нынче неохотно покупали в городе книги с такого рода информацией по цене в 30—50 гривен. Не хватает также недорогой сувенирной продукции. Вышиванки из Полтавы или покрывала из козьей шерсти, которыми славится Закарпатье, это конечно хорошо, говорят иностранцы, но… и задумываются, покупать это или нет.
И еще один момент. Был, конечно, прогрессивный шаг: отменить визы для европейских стран хотя бы на время «Евровидения». Уже не первый год говорят о том, что Украине стоит сделать подобное для государств, не создающих проблем с нелегальной миграцией. Но власти подставили подножку в другом: под решение об отмене нулевой ставки НДС попали и туристические операторы. Так что в процессе «Евровидения» и эти фирмы, и киевские отели оказались если не в проигрыше, то недополучили. Даже их зарубежные коллеги после этого высказали недоумение и намекнули на нестабильность украинского рынка. А туроператоры предупреждали: цены на туристические услуги в связи с решением правительства могут подскочить на 26%.