Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ходив гарбуз по городу»,

или Репортаж с фронта необъявленной химической войны
20 июня, 2007 - 19:08
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Сообщения с огородов, будто с войны против... культурных растений. Пропала свекла — сахарная, кормовая, столовая. Желтеют вершки моркови. Тыквы и кабачки белеют. Вянет капуста. Желтеют листья огурцов и картофеля. Люцария сделалась бледной. Скрутились листья фасоли. Капуста розовеет... На огородах осталась только кукуруза: пока что никакая «холера» ее не берет!

А после этого — сообщения с приусадебных участков. Желтеют виноградные листья, пропадают смородина, вишни, яблони... Далее — с лесополос: справа от дороги до кладбища пропадают деревья... «Люди жалуются на головную боль, тошноту», — информирует районные власти исполком Дунаевецкого поселкового совета.

СТРАСТИ НА СТАНЦИИ ДУНАЕВЦЫ

Люди возмущенные, нервные, совсем расстроенные. Вспоминают, как они пахали свои огороды, тратились на семена, сеяли и садили, окучивали, орудовали сапками под палящим солнцем. Для многих из них огород — это одно-единственное средство для существования. На этих десяти сотках для них свет — клином. Что же им теперь делать?..

И что же это за война такая, что против культурных растений объявлена? До сих пор же, как общеизвестно, все наоборот было. Противопоставляли все возможные и невозможные ресурсы против сорняков, вредителей, болезней, мешающих культурным растениям в развитии. Ручные (сапка), механические (трактора в агрегате с соответствующими орудиями), химические средства.

Что касается отдельно взятых пострадавших Дунаевца, то они этим свеклам, тыквам, фасоли, картофелю и другим овощам только всячески содействовали в росте вручную. Сапку в руки и — айда. Аж в глазах темнело от той каторжной работы. А беда пришла именно оттуда, откуда ее никто здесь не ждал. С противоположной стороны.

Когда же пришли на свои огороды, чтобы продолжить защиту растений, то в глазах их потемнело по другой причине: весь каторжный труд пошел, как говорят в народе, коту под хвост. И как же в этой ситуации дальше жить и быть?.. «Конечно же, начали искать причину того, что случилось. Вон, мол, самолеты сельскохозяйственной авиации над широкими полями кружат. Это, якобы, с неба та беда упала», — рассказывает поселковый глава Анатолий Кухаренко. Он отметил: «В поселковом совете зарегистрировано 198 заявлений от пострадавших».

КОГО ВРАГОМ НАЗЫВАТЬ

Действительно ли так было, или, может, кто-то на солнце перегрелся? Ну, и продолжим в поисках ответа на этот актуальный вопрос давнее наблюдение: а у кого врагов нет?.. Ни у кого! Всем в районе известно, что окружающие поля взяло в аренду общество «СТИОМИ-Холдинг». И внедряет новейшие технологии выращивания зерновых культур на годами несеянных- непаханных угодьях.

Якобы общество и пригласило «крылатых помощников хлеборобов», чтобы те с воздуха устроили сорнякам «клиническую смерть», применив новейший гербицид. Что они и сделали. Даже на Троицу, говорят, рьяно трудились. А как же, главное — выполнить все агротехнические мероприятия в оптимальные сроки.

Волна страстей, поднявшаяся на станции Дунаевцы, докатилась до самого офиса общества «СТИОМИ-Холдинг» и до командиров отряда крылатых помощников хлеборобов. Председатель общества Михаил Стадник тут же лично прибыл на «поле после победного боя против культурных растений». За ним и командиры авиаотряда, с которыми «СТИОМИ-Холдинг» заключило соглашение об уничтожении сорняков.

Оказавшись в этом водовороте страстей, Михаил Стадник выдвинул версию, что это жара причинила такой вред людям. Выдернул из земли увядшую луковицу и отважно съел ее, чтобы убедить огородников, что химическая защита по воздуху озимого клина произошла по всем правилам науки и передового опыта.

Помните? «Ходить гарбуз по городу, запитує у свого роду: ой, чи живі-здорові всі родичі гарбузові». К сожалению, «гарбуз» не «ходить» по местам, где произошли эти драматические события. Ведь, как докладывают с поля боя, «побелели и скрутились верхние тыквенные листья». «Эта трава, которую у нас повийкой называют, всегда зеленая, как рута, а теперь, как видите, пожелтела и усыхает на пне», — говорит совершенно расстроенная огородница. На это особенное обстоятельство и на некоторые другие и обратили внимание своих оппонентов обиженные огородники. Еще рассказали, что на отдаленных от этих огородах участках применили те же самые семена и те же нормы. Однако на тех, отдаленных огородах, «живі-здорові всі родичі гарбузові». «Пережили» жару... Мол, над теми участками «крылатые помощники» не летали.

«ВИНУ НЕ ПРИЗНАЮ», НО...

Так что же произошло? Чтобы как-то укротить человеческие страсти, Михаил Стадник, наконец, заявил, что всем пострадавшим убытки будут возмещены. «Обойдем, обмеряем, составим акты и рассчитаемся», — уверил. На вопрос одного из пострадавших о том, признает ли он вину, согласившись на расчет, ответил решительно: «Я вину свою еще не признаю».

Вот, мол, принял близко к сердцу их заботы, поэтому и решил как-то в беде помочь. Что и говорить, благородные намерения. Репутация холдинга и его учредителя дороже, чем деньги. Даже в наши времена такое иногда бывает...

Услышав о благородных намерениях М.В. Стадника, возмутились командиры авиаотряда. Они заявили, что их подчиненные выполняют агромероприятие по всем правилам агротехники и летного искусства. А того вина, кого, как говорится, дома нет. Они, командиры, в своих полевых исследованиях не обошли участок фермера, где в те же дни была выполнена защита растений от сорняков наземным способом. После того показали и на огород, где также якобы по краям было применено то же средство защиты растений. Считают: ищите виновника именно там...

САМ СЕБЕ ХОЗЯИН

С какой же то стороны повеяло и упало сильнодействующим химсредством на окружающие огороды, приусадебные участки, пастбища, лесополосы? Каким образом грубо уничтожены плоды человеческого труда? Каким способом — воздушно-капельным, наземным или еще каким- то? Или по всем установленным правилам работали исполнители? Главный государственный санитарный врач Дунаевецкого района Николай Ярмоленко уверен: нарушения имеют место. И назвал тех, кто допустил нарушения, повлекшие за собой тяжелые последствия. Отметил, что что-то подобное имело место и в некоторых других селах района.

— Прежде, чем начать эту ответственную работу, он должен дать карту, сообщить о сроках выполнения агромероприятия. Ничего этого не было, — отметил Николай Ярмоленко.

Кто же именно должен согласовать актуальные вопросы с санслужбой — исполнитель или заказчик? Наверное, это предусмотрено договором о выполнении работ. Однако договор человеческим глазам никто не показывает. Мол, коммерческая тайна...

Доподлинно известно только то, что, как пишут в официальном протоколе, факт нарушения агротехники имел место. А с какой стороны, кем нарушена? Едут в эти дни комиссии на станцию Дунаевцы, о чем-то там ведут дискуссии, создают видимость неутомимых поисков истины, однако никто не сделает окончательный вывод относительно того, кто же именно виноват и как именно помочь людям, которых постигло это бедствие.

Во всяком случае, известно о трех «источниках», где различными способами и в различных дозах применялось химическое вещество. Это поле общества, участок фермера и огород. Поэтому компетентная комиссия должна окончательно установить, кто и почему нанес убытки людям, определиться, как именно возместить им материальный и моральный ущерб.

И такой вопрос: почему Михаил Стадник нашел время, чтобы прибыть на место происшествия, вступить в диалог с пострадавшими, а фермер и огородник, которые к месту драматических событий ближе, — не нашли? В обществе говорят о том, что кто-то умышленно разжигает страсти, потому что заинтересован в том, чтобы бросить тень на репутацию «СТИОМИ-Холдинга», которое, наконец-то, возвращает людям веру в эффективного, порядочного арендатора земельных паев и имущества, которое кое-где еще осталось от колхозного строя.

БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА

А беда уже, как говорят, настигла поселок, где царит безработица, и с другой стороны. «2 июня ветеринарная инспекция района предписанием запретила категорически заготовку и использование молока на территории поселкового совета. Потому что тот химикат, наверное, попал и на пастбище... Учтите то, что 0,5 килограмма гербицида достаточно для того, чтобы эффективно уничтожить осот на гектаре озимого клина. Таково его, видите ли, высокоэффективное действие! Людей охватило отчаяние. Доят скот, молоко ведрами выливают. Терпят ужасные материальные убытки и моральные страдания», — говорит о последней новости с фронта необъявленной борьбы с культурными растениями поселковый глава Анатолий Кухаренко.

Так сложилось, что халатная работа с ядохимикатами оказалась вне контроля. Потому что у нас, к сожалению, так заведено: пока гром не грянет... Вот он и грянул. В отдельно взятых Дунаевцах. И никто доподлинно не знает, как в ближайшей и далекой перспективе скажется на здоровье людей этот решительный и «бескомпромиссный» процесс защиты растений химическим способом. Во всяком случае, известно, что ветеринарная инспекция категорически запретила заготовку и использование молока через целую неделю после того, как «сгорели» растения, кусты, деревья на этой территории.

До этого же заготовляли и использовали... Употребляли дети и взрослые...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», Хмельницкая область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ