Чтобы обустроить игровую зону в коридоре рядом с начальными классами, дирекция школы попросила родителей сдать по тысяче гривен, рассказывали они автору. Такая зона — требование «Новой украинской школы» (НУШ), программы перемен в среднем образовании, по которой с 1 сентября этого года будут работать все школы. Только почему обновлять учебную среду должны родители?
Правительство еще в апреле выделило один миллиард гривен на создание нового образовательного пространства для начальных школ. Каждая область получила свою часть в зависимости от количества начальных классов. Городские органы власти могли помочь финансово выполнить все требования НУШ, то есть вовремя закупить новые парты и стулья, дидактические материалы, компьютерную технику и тому подобное. Но именно освоение государственных средств стало самым болезненным вопросом в реализации «Новой украинской школы».
БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПОДНОЖКИ
Педагоги говорят, что закупить все вовремя мешает длинный путь средств от Министерства финансов до непосредственно заведений образования. Так, директор Стрыйской общеобразовательной школы I степени №11, активный участник образовательной инициативы EdCamp Ukraine Сергей Записов написал в «Фейсбуке», что, например, ради приобретения оборудования для инклюзивно-ресурсного центра (а «Новая украинская школа» делает большой акцент на инклюзивном обучении), пришлось пройти семь кругов бюрократической машины.
«Сначала председатель ОГА должен подписать распоряжение о выделении средств, затем департамент образования должен заключить двустороннее соглашение с соответствующим отделом образования, а далее нужно ждать сессию городского совета, которая внесет изменения в бюджетную программу или в план социально-экономического развития, которая не состоится раньше сентября. Затем финансовое управление вносит свои справки изменений на основании справок изменений отдела образования. Следующий шаг — регистрация этих справок через внесение изменений в смету в органах ГКСУ (Государственная казначейская служба Украины. — Ред.)», — описывает перипетии пан Сергей. Только потом можно проводить торги и еще некоторое время ожидать их результатов и прямой доставки товара в школу.
СУМСКОЙ ПРОРЫВ
Другая проблема, что Минфин почему-то выделяет средства частями. Например, на дидактические материалы средства поступают летом, а на закупку компьютерной техники — аж в сентябре-октябре. Из-за этого регионы не могут освоить средства в полном объеме именно до 1 сентября.
Так, педагоги Днепропетровской области рассказывают в соцсетях, что большинство школ региона не готово к началу учебного года по новой программе, потому что не закуплено оборудование, а помещения не переоборудовали.
В Кременчуге Полтавской области руководители города рассказали педагогам, что не успевают закупить мебель, потому что ее не могут вовремя изготовить профильные предприятия, которых на страну всего шесть. Родители иронизируют: если раньше сдавали деньги на шторы-окна-краску, то теперь — на пуфики и диваны. Ведь это же элемент отдыха и игровой зоны в начальной школе.
Единственная из областей, которая справилась с финансовым заданием на пятерку, это Сумская. От государства она получила на НУШ 25 миллионов гривен. Директор областного департамента образования и науки Виктория Гробовая объяснила СМИ, что к реформе готовились еще с осени прошлого года. Поэтому когда появилось правительственное постановление, в апреле сразу провели селекторное совещание, рассказали педагогам, сколько дополнительных средств они получат из местных бюджетов, то есть сработали наперегонки. На данный момент область закупила дидактических материалов на более 10 миллионов гривен, на такую же сумму мебели и еще на пять миллионов — компьютерного оборудования.
РАЗУЧИЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ ДЕНЬГАМИ
Советница министра образования и науки Иванна Коберник говорит, что другие регионы отстают, потому что чиновники разучились работать и ждут волшебную палочку. Она призывает родителей приобщаться к контролю средств, отсылая в местные департаменты образования или районные советы запросы о том, сколько денег потрачено на определенную школу в рамках подготовки к НУШ, а если ничего не выделено, то когда их ждать? Еще один вариант выхода из ситуации — финансовая автономия школ, чтобы заведения получали средства от государства без посредников.
Старая школа открывала детям двери, за которыми было сокровище знаний, а новая дает детям ключи, которыми они самостоятельно открывают двери, где не только сокровище знаний, но и большие возможности их использования. Сюда еще добавляются и моральные ценности. То есть учим не только быть грамотными, востребованными на образовательном рынке, но и иметь человеческие и моральные ценности
«Как по мне, целесообразнее будет сознательное, взвешенное, грамотное давление общественного сектора в частности на Минфин и Минобразования, чтобы действующее законодательство было максимально унифицировано. Ведь если в системе образования определенные недостатки в бюрократии уже преодолены, то в системе государственного управления, а тем более в прохождении финансов, до этого еще далеко. Должен быть простой и действенный принцип: «деньги за ребенком», — предлагает свой вариант решения финансовой дилеммы Сергей Записов.
«Понимаю, что в школах с малой наполняемостью это будет проблематично, но добавьте общую реформу децентрализации — образование ОТГ и тому подобное, это более действенный механизм, чем действующий, — продолжает эксперт. — Кстати, в этом вопросе имеем полное понимание с департаментом образования и науки Львовской ОГА и отделом образования исполнительного комитета Стрыйского городского совета».
«ПОДНЯЛИ ЦЕНЫ ДО НЕПРИСТОЙНОСТИ»
Школа, которой руководит Сергей Записов, тоже на этапе доукомплектования. По его словам, часть субвенционных средств все же использована. В частности, подписаны соглашения на приобретение 80 комплектов парт и стульев на 95 тысяч гривен и дидактических материалов на 11 тысяч гривен.
«К сожалению, в Примерном перечне для НУШ, утвержденном приказом МОН Украины №137 от 13 февраля 2018 года, не все целесообразно для нашей школы. Кроме того, производители данной продукции по «давней» украинской традиции подняли цены до неприличия, они неадекватны к себестоимости плюс разумные наценки. Поверьте, ни одна учительница или учитель не придет в первый класс в неподготовленном варианте. Мы подождем, когда ажиотаж на данную группу товаров немножко спадет, и закупим все необходимое по более приятным для бюджета ценам, — добавляет пан Сергей в разговоре с «Днем». — Немногие говорят о другой проблеме, которую я системно озвучиваю на разных уровнях: просчитал ли кто-то проектную мощность электроустановок и сопротивления изоляции в условиях увеличения номинальной ежедневной нагрузки, учел ли кто-то увеличение лимитов на поставку электроэнергии и финансового обеспечения? В который раз повторяю: проблема в механизмах прохождения финансов».
УЧИТЕЛЯ НАГОТОВЕ
Не менее важная составляющая «Новой украинской школы» — педагоги. С этим вызовом более-менее все справились. Летом учителя начальных классов прошли обучение на специальном онлайн-курсе на платформе EdEra. Напомним, «Новая украинская школа» предусматривает получение знаний в форме игры, во время работы в команде и при создании собственных проектов, а не только из учебников и рассказов учителя.
Директор киевской школы №148 имени Ивана Багряного Сергей Горбачев написал в «Фейсбуке», что в его заведении подготовке учителей уделили особое внимание: «Наши учителя первых классов уже прошли онлайн-курс на EdEra и получили сертификаты, поработали на учебных семинарах, побывали в школе №5 Киева, где в прошлом году проект НУШ проходил пилотирование, пообщались с коллегами. Они готовы к новой работе».
Также Сергей Горбачев рассказал, что педагогам пришлось работать все лето, даже во время отпуска, потому что в школу постоянно привозят то мебель, то светильники, то конструкторы Lego. «К сожалению, нельзя сделать все и сразу: работы еще немало. Здесь вопрос ресурсов: хорошее образование стоит недешево. И огромный прорыв в том, что школы сейчас получают то, чего не получали почти 30 лет», — резюмирует Сергей Горбачев.
КЛЮЧИ К МЕЧТАМ
Это, наверное, ключевая разница между старой системой и НУШ. Сергей Записов отмечает, что старая школа открывала детям двери, за которыми было сокровище знаний, а новая дает детям ключи, которыми они самостоятельно открывают двери, где не только сокровище знаний, но и большие возможности его использования.
«Это и есть компетентности. Сюда еще добавляются и моральные ценности. То есть учим не только быть грамотными, нужными на образовательном рынке, а еще и иметь человеческие и моральные ценности, — рассуждает директор стрыйской школы. — Знаю, что учителя вверенной мне школы успешно прошли этот курс, я сам его тоже прохожу, поскольку считаю, что современный руководитель должен быть компетентным во всех сферах школьного бытия».
«Реализация положений нового Государственного стандарта не почувствуется сразу, — обращает внимание Сергей Записов. — Я считаю, что поколение действующих учителей может сделать только базисную основу перемен. Но другого пути нет. В глобальном масштабе школа должна приобрести свое первичное значение — это место, где учат формированию реальных моделей в сложном и неоднозначном мире. Новые вызовы требуют от учителя нового общения. Ребенок — это не объект, это друг, партнер, будущий реализатор своей и моей мечты».