В последнее время приемник-распределитель для лиц, задержанных за бродяжничество, подчиненный Сумскому областному управлению внутренних дел, работает в режиме полной «загрузки». По словам заместителя начальника этого заведения Романа Стебленко, с начала года здесь побывало более 600 лиц без постоянного места жительства и работы, что на 100 человек больше, чем было на эту дату в прошлом году.
Тенденцию к увеличению бомжей видно невооруженным глазом, и для многих из них приемник-распределитель давно уже стал родным домом. Некоторые бродяги уже сами стучат в дверь заведения: где еще их накормят, предоставят место для ночевки, выведут чесотку, сифилис, педикулез. Возраст у бомжей разный — от 18 до 70 лет, но всех их объединяет одно: в этой жизни они оказались никому не нужны. Даже тем, у кого есть какие-то родственники, не приходится рассчитывать на их сочувствие: зачем им лишний рот, сами перебиваются с хлеба на воду. Сказывается и пограничный статус региона: среди задержанных немало иностранцев, в частности азиатов, которые в поисках лучшей участи пустились в странствия. Содержатся здесь и наркоманы из Донецкой и Днепропетровской областей, для которых Сумщина давно уже стала своеобразной наркотической сырьевой базой.
— Возложив на учреждения, подобные нашему, функцию санитара, государство, однако, сегодня не может в полной мере обеспечить их финансирование, — говорит Роман Стебленко. — Скажем, на средства, выделяемые нашему приемнику-распределителю из местного бюджета, мы можем прокормить только 29 человек. А сейчас здесь находится 35 бомжей, хотя обычно их меньше 50 — 60 никогда не бывает. Чтобы обеспечить людей питанием, приходится, как говорят, вертеться: заключать соглашения с предприятиями и предоставлять в их распоряжение бродяг для работы. Иного выхода нет: на помощь государственных учреждений или организаций нашим клиентам рассчитывать нечего. Разве что в случае их смерти органы социального обеспечения выделят какие-то средства на погребение. Я убежден, проблема с бомжами будет существовать до тех пор, пока в государстве приоритет человека не станет превалировать над другими ценностями. Выбросить своего гражданина на обочину жизни и не замечать его потом довольно просто. Сделать же из него снова полноценного человека очень нелегко, во всяком случае, усилий работников приемников-распределителей для этой миссии никогда не будет достаточно.