Моряки утверждают, что женщина на корабле — это к несчастью. Зато сами корабелы — создатели железных Левиафанов — оказались куда менее суеверными. Они доверили женщине корабль под названием «Одесский национальный морской университет», больше известный в мире как институт инженеров морского флота, или просто «водный». Более месяца тому назад (21 мая) ректором легендарного вуза была назначена доктор экономических наук, профессор Ирина Владимировна МОРОЗОВА. Бывшая выпускница «водного» в последние годы возглавляла эксплуатационный факультет морского университета. Корреспондент «Дня» попросил Ирину Владимировну ответить на несколько вопросов.
— Ирина Владимировна, кораблестроение всегда считалось мужской специальностью. В прежние годы в «водном» девушки были, кажется, только на экономическом факультете. Теперь они присутствуют почти на всех. Даже ректор — женщина. Надо полагать, что в скором времени все морское хозяйство перейдет в женские руки?
— Нет. У нас в институте всегда было «фифти-фифти» юношей и девушек. С появлением новых специальностей, возможно, эта пропорция сдвинулась в пользу женщин. Что сделаешь, время заставляет быть активными. Но сохранились и чисто мужские специальности.
— Что же сегодня представляет собой Одесский национальный морской университет?
— В нашем университете 10 факультетов и 2 института — Научно-исследовательский институт фундаментальных и прикладных исследований и Институт переподготовки и международных связей. У нас 14 специальностей. Как и в прежние годы, мы готовим специалистов берегового хозяйства, но сейчас к ним добавилась еще специальность судового механика, которую раньше предлагала только высшая мореходка. Университет IV уровня аккредитации, то есть мы готовим бакалавров и магистров. Только на стационаре у нас сегодня обучается более 5 тысяч студентов.
— Получение статуса университета существенно изменило структуру вуза?
— Конечно. Выросло более чем в два раза число специальностей. Расширилась сфера интересов. Если раньше мы специализировались только на технических направлениях, теперь к ним добавились юридические и другие. Вуз стал больше похож на классический университет.
— На ваш взгляд, существует различие между мужским и женским взглядом на образование?
— По-моему, нет. Вообще мне кажется, что все эти гендерные проблемы несколько надуманы. Я в профессиональной деятельности никогда не ощущала неудобства или дискриминации от того, что я женщина. Наоборот приятно, когда сегодня коллеги мужчины-ректоры проявляют внимание, оказывают поддержку.
— А много еще активных женщин- специалистов в вашем вузе?
— За последние годы их стало больше. Если раньше у нас была только одна женщина-профессор, то теперь их три. А доцентов женщин стало даже больше, чем мужчин. Слабый пол сегодня охотнее идет в науку.
— Славу любому вузу делают его выпускники. Одесский «водный» воспитал немало выдающихся конструкторов, математиков, экономистов. Хотя, пожалуй, наибольшую известность ему принесли сатирики-юмористы Жванецкий и Ильченко. Говорят даже существует «диаспора ОИИМФ» в разных странах мира. А в Америке выпускники одесского «водного» даже приобрели персональную звезду, которую назвали «Звездой ОИИМФ». Это правда?
— Да, был такой факт. Наши выпускники — это действительно особое братство. Встречи их в Одессе стали традицией. Да что в Одессе — в Прибалтике вот уже 40 лет выпускники, которые попали туда по распределению в прежние времена, ежегодно собираются в разных портах. В этом году такая встреча была в Санкт-Петербурге, следующая намечена в Риге. И про звезду правда. Нам даже прислали специальный сертификат.
— За последние два десятилетия жизнь в стране совершенно изменилась. Развалился флот, исчезли знаменитые КБ, открыли границы, появились частные порты… Многим из ваших выпускников наверняка пришлось менять специальность?
— Морской транспорт отрасль весьма специфическая. Она и в советские годы находилась на стыке двух систем — социалистической и капиталистической. Поэтому мы и раньше готовили специалистов-рыночников. Оперирование и фрахт судов можно было осуществлять только с учетом международных правил. Мы же работали на мировом рынке судоходства. Так что для большинства специалистов не было проблем с адаптацией к новым условиям.
— А нынешние выпускники котируются на мировом рынке труда?
— Спрос на наших выпускников есть. В портах происходит старение кадров, и они ежегодно присылают нам запросы. Экспедиторские и агентские компании проявляют постоянный интерес. К тому же у нас есть сертификат Лондонского института морских инженеров, позволяющий выпускникам ОНМУ работать в Европе и Канаде. Хотя, конечно, проблемы с трудоустройством сегодня существуют. Вы сами говорили о развале флота и морской отрасли. Но так не может продолжаться долго. Морская отрасль — это спасательный круг украинской экономики. Именно благодаря ей страна может выйти на качественно иной уровень экономики. Я искренне верю, что так и будет. И наши нынешние выпускники станут приумножать славу Одесского морского университета.