Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хозяйка «Ванечки»

Первая в Украине женщина — капитан дальнего плавания не боится шторма: и на море, и на... суше
24 января, 2006 - 20:13
ТАТЬЯНЕ ВИТАЛЬЕВНЕ ПРИХОДИЛОСЬ БОРОТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ СВОЕГО СУДНА И СВОЕГО ЭКИПАЖА, ОДНАЖДЫ ТАКАЯ БОРЬБА ВЕЛАСЬ 44 ЧАСА В ДЕВЯТИБАЛЛЬНЫЙ ШТОРМ / ДОМА ТАТЬЯНА ОЛЕЙНИК СТАНОВИТСЯ «ОБЫЧНОЙ ЖЕНЩИНОЙ»: ГОТОВИТ, ВЯЖЕТ И... СОЧИНЯЕТ СТИХИ ФОТО ИЗ АРХИВА ТАТЬЯНЫ ОЛЕЙНИК

В наши дни уже никого не удивляет тот факт, что женщины прочно заняли свою нишу практически во всех сферах общественной жизни. В политике, экономике, спорте, искусстве они стремятся к успеху наряду с мужчинами. Но все же остаются еще такие «исконно» мужские сферы деятельности, в которые женщины не допускаются. Скажем, мореплавание. Действительно, «бороздить морские просторы», находясь наедине с жестокой стихией, отсутствовать дома большую часть года могли позволить себе только мужчины. Кроме того, известно старое морское поверье — «женщина на корабле — к беде».

Но во всех сферах рано или поздно появлялись своего рода первооткрыватели, которые разрушали всеобщие стереотипы. К ним, без сомнения, относится Татьяна Витальевна Олейник — первая в Украине женщина-капитан дальнего плавания, которая уже 29 лет посвящает себя этому нелегкому и интересному занятию. Свой теплоход «Иван Сергиенко» она ласково называет «Ванечка», на судне царит уют и чувствуется женская рука. Татьяна Витальевна даже выращивает здесь цветы. А за экипаж она вообще несет материнскую ответственность. Но путь Татьяны Витальевны к капитанству был долгим и непростым.

Уже в юношестве она знала, что хочет посвятить себя мореплаванию. Ее семья была против, даже крестный отец — капитан был главным противником такого выбора. Но Таня, благодаря своему сильному характеру и настойчивости, продолжала добиваться поставленной цели. Она семь лет поступала в Одесскую национальную морскую академию (тогда — Одесское высшее инженерное морское училище), и, когда, наконец, в 24 года поступила, с отдельного разрешения министра морского флота, директор училища сказал ей: «Вы убили меня своей настойчивостью!». К этому моменту Татьяна уже закончила три учебных заведения и родила сына.

На сегодняшний день у Татьяны Витальевны пять красных дипломов и защищенная кандидатская диссертация. Во всех учебных заведениях она была единственной девушкой и училась только на «отлично», при этом неизменно была старостой. Ее диссертация на тему «Обеспечение безопасности плавания в устьях равнинных рек (на примере Херсонского морского канала)», которую она защитила пять лет назад, сейчас применяется на практике. Ко всему прочему, Татьяна Олейник является доцентом Херсонского морского университета и «не прекращает учиться до сих пор», так как ежедневно читает двухчасовые лекции своим помощникам, которые приходят на ее судно после училища. «Продолжаю растить кадры», — говорит она. Из ее «школы» вышли уже два капитана, которые ходят в рейсы на судах «Укрречфлота».

В компанию «Укрречфлот» Татьяна Олейник пришла сразу после училища и работает здесь уже 29 лет. В своей работе она прошла все этапы — была и матросом, и рулевым, и старпомом… И вот уже три года она — капитан. Причем, это звание она получила, имея за плечами 25-летний стаж работы. Мало кто из мужчин-капитанов проходил такой длительный путь к этому званию. «Конечно, я понимала, что мне будет нелегко, но не думала, что настолько! Зато я пришла к этому званию уже в зрелом возрасте, в полной мере осознавая всю ответственность. Например, в Британии капитана даже не признают, если ему еще нет 45 лет», — говорит она.

В частную судоходную компанию уходить не хочет — душа не лежит, ведь здесь она проработала много лет, любит свое судно и экипаж. У Татьяны Витальевны хорошие отношения с сотрудниками по компании, она имеет авторитет в силу своего опыта и положения. Она также без всяких предубеждений принимает к себе на судно девушек-практиканток, правда, говорит, что им трудно будет устроиться на работу. Но она сама не видит разницы между мужчинами и женщинами в работе и считает, что все зависит только от человеческих качеств. Хотя, конечно, существует определенная специфика работы в море для женщины: «Одно дело, когда дома нет папы, и совершенно другое — когда нет мамы».

Татьяна Витальевна не раз оказывалась в форс-мажорных обстоятельствах, но она с честью из них выходила. Ей довелось однажды побывать в роли хирурга, когда она без наркоза пришила матросу поврежденное верхнее веко. Причем, она выполнила это настолько мастерски, что по прибытии домой ему даже не понадобились услуги пластического хирурга! А в 2004 году Татьяна Витальевна спасла свое судно, попавшее в 9-балльный шторм при входе в пролив Босфор. Экипаж выстоял в очень тяжелых условиях, борьба за жизнь судна длилась 44 часа, сама она говорит, что постоянно молилась. После их наградили грамотой «Лучший экипаж», и это действительно ценная награда. Среди самых важных качеств характера, которые помогали ей в этом, Татьяна выделяет профессионализм, умение выбрать единственно правильное решение, потому что от этого зависит жизнь не только ее собственная, но и людей, за которых она несет ответственность. И, конечно, вера в Бога. «Мужчины почему-то считают, что женщина не в состоянии быстро принимать важные решения в критических ситуациях, — говорит Татьяна. — Однако женщина — это защитница, которая всегда оберегает своих детей, поэтому ей наоборот легче в таких ситуациях».

Сама Татьяна говорит, что привыкла к порядку, отлаженности во всем: «Это работа, которая требует самодисциплины, так как часто приходится не спать по несколько суток». Во время своих кратковременных отпусков Татьяна Витальевна, как она сама выражается, «становится обычной женщиной»: она отлично готовит, вяжет, выращивает цветы, заботится о своих близких. На досуге может даже стихи сочинять. Конечно, специфика работы наложила отпечаток и на личную жизнь. Ни один из троих мужей Татьяны так и не смог смириться с занятием жены, к тому же сильно ревновали ее к работе. Зато у нее есть сын, которым она гордится. Хотя поначалу Орест выбрал себе другую профессию, но со временем решил пойти по стопам матери. Да это и не удивительно — с семи месяцев мама брала его с собой в плавания, а уже в 14 лет он пошел в свой первый «серьезный» рейс и помогал ей. Сама Татьяна Витальевна довольна его работой и считает, что он достойно продолжит ее дело.

На днях Татьяна Витальевна снова уходит в рейс. На этот раз во Францию. А за все предыдущие годы уже побывала в Италии, Турции… Недавно ходили в Израиль, где ей подарили огромный букет роз, в котором была записочка на русском языке: «Самому лучшему украинскому капитану Тане Олейник». Кроме английского, который является рабочим языком, Татьяна также немного знает итальянский, турецкий, болгарский, румынский, несколько слов на греческом и иврите. «Стараюсь учиться, так как нужно быть на уровне — положение обязывает. И обязывает то, что я женщина — я должна быть лучше всех, — говорит она. — У нас не привыкли видеть женщину на руководящих постах, потому что умная женщина — это опасно. Я сейчас уже не ощущаю какого-то предубеждения, так как давно в этой сфере, но в течение всех этих лет, конечно, было много препятствий. Однако мне повезло — в жизни было много людей, у которых можно было поучиться, были люди, которые помогали. Я дружу со всеми своими бывшими наставниками. Никто не защищен от ошибок, но, что немаловажно, женщины умеют попросить прощения, если они неправы, а мужчины — очень редко. И это одна из особенностей».

Кстати, не так давно в Украине появилась вторая женщина — капитан дальнего плаванья. Причем добиться ей этого удалось довольно молодой. Татьяна Олейник этим фактом была, по ее словам, очень удивлена и, как мне показалось, не очень довольна... Все-таки привыкла быть единственной и неповторимой.

Евгения НАЗАРЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ