По статистике, в Украине больше всего ромов проживает в Закарпатской области, где они имеют компактные поселения, называемые цыганскими таборами. В основном это построенные кое-как хаты с всякими пристройками, возле которых нечасто увидишь плодовые деревья или обработанный приусадебный участок. Где бы они не жили, ромам достается самая грязная и наименее оплачиваемая работа.
ЦЫГАНЕ И РЕЛИГИЯ
Они не чуждаются религии и приспосабливаются к обычаям среды, в которую занесла их многовековая кочевая жизнь. Например, если большинство соседей — мусульмане, то ромы прославляют Аллаха в мечети, а когда вокруг православные или греко-католики, то рядом с ними в церквях увидим и ромов. Многие из них считают себя римо-католиками. Епископ Мукачевской диецезии Антал Майнек, регулярно участвующий в конференциях Международного Католического комитета по делам ромов, начал в Украине душпастырскую и катехетическую работу среди ромов.
В детстве будущий владыка Антал каких-то особых симпатий к цыганам не испытывал. А попав в Закарпатье, во время первой своей Службы Божьей в приходском храме в Вышково был свидетелем не очень-то подобающего поведения цыган. Молодой отец-францисканец вынужден был выпроводить их из церкви, но в конце Литургии — позвал вернуться. А затем, не без опасений, пошел в табор, раскинувшийся на околице поселка, познакомился с людьми; со временем они все больше доверяли ему, особенно дети. Отец Антал ходил с ними в лес по грибы и ягоды они купались вместе в Тисе, играли и пели, путешествовали по горам.
Десять лет назад вышковский парох предложил построить в таборе дом, который стал духовным центром местных ромов. Поэтому не случайно Вышково в этом году выбрали местом встречи ромов из разных приходов Мукачевской диецезии. Прицерковная площадь заполнила пестрая толпа, над которой развевался самобытный цыганский флаг.
В начале Службы Божьей о. Ференц Гидас, который является также парохом в Вышково, рассказал, что римско-католические священники уже десять лет работают среди ромов. Иногда отцов спрашивают, чего они достигли, ведь цыгане такие же, как и раньше. «Нет, — сказал о. Ференц. — Те, кто постоянно молится, ходит в храм, являются христианами». Во время встречи в храме закарпатские ромы услышали рассказ о мученической смерти испанского мирянина — рома Зефирина Гименеза Маллу, которого летом 1936 г. во время гражданской войны приговорили к расстрелу за то, что у него в руках были четки. Он погиб вместе с католическими священниками, а его последними словами были: «Виват Иисус Христос!» 4 мая 1997 г. Его Святейшество Иоанн Павел II провозгласил мужественного рома блаженным.
В храме я заметил, как смуглые девочки с молитвенниками поглядывали на женщину, которая подсказывала им, как вести себя во время Службы Божьей. После мы познакомились с Агнеш Береш, венгеркой, которая уже пятый год работает среди ромов в селе Концово. «На первую встречу в табор мы пришли со священником отцом Петром, — рассказала пани Агнеш. — Начала работать с детьми, у которых глаза горели желанием что-то узнать. Я начала им рассказывать, как Иисус учил любить друг друга. Цыганские дети быстро научились молиться, петь церковные песнопения. Ромы очень рады, что мы к ним приходим, и всей душой открыты Господу. Всякого, кто приходит к ним с добром и лаской, они принимают очень гостеприимно, как своих родных».
Рассказывает Михаил Сурмай из села Минай под Ужгородом. Он ездит на подводе, собирая металлолом. «Когда мы были маленькими, то не знали ни учителя, ни священника. А теперь мои дети ходят в школу и учатся религии. Это наша вера, хотя в церковь мы начали ходить в разном возрасте. Одни цыгане ходят в католические храмы, другие в православные, протестантские, но между нами нет разницы. Каждое воскресенье молимся, отмечаем Рождество, Пасху».
МОЛИТВА ПОД ШАТРОМ
После службы Божьей пестрый кортеж отправлялся в цыганский табор, все жители которого ждали гостей и специально приготовили огромный шатер. «Где гитары, ведь сейчас будем молиться?» — озабочено собирал ровесников наголо стриженый парень с организаторскими способностями. Закарпатские ромы молятся главным образом на венгерском, а с другими общаются на украинском или местным говором. «Сегодня языка ромов уже почти никто не знает», — объяснила мне Ирина Повпа, хозяйничающая в доме, который по инициативе Преосвященного Антала Майнека для нужд табора помогла построить Церковь.
Внутри аккуратного одноэтажного дома, перед которым стоит каменный крест, часовня, помещения которой используют также для школьных нужд: две учительницы — украинка и венгерка — учат всех желающих читать и писать. Поэтому в отличие от своих родителей и старших братьев и сестер цыганчата из Вышковского табора знают грамоту. Рядом с миссионерским домом оборудована кухня для детей.
Моя собеседница показывает фото молодого рома в монашеской рясе, с гордостью объясняя, что это ее сын Валерий, который после окончания средней школы ощутил призвание к монашеской жизни. Он первым из ромов в Украине одел рясу бернардинца и сейчас учится в францисканской семинарии в Венгрии. Еще с детства ходил молиться в храм, много общался с епископом Анталом.
«Я очень рада, что мой сын хочет быть католическим священником, — рассказала Ирина Повпа. — Если бы не Католическая Церковь, то дети из нашего табора умирали бы с голоду. Работы нет, а детей в каждой семье много. Мы очень пострадали от последнего крупного наводнения, когда Тиса вышла из берегов и даже сюда дошла и поразмывала слепленные из глины хаты. Церковь помогла отстроиться».
«Рада, что здесь начала действовать школа, есть учителя, — сказала Эдита Крал, которая уже десять лет приезжает из Будапешта в вышковский приход. — У Венгрии есть определенный опыт работы в среде ромов, и мы и впредь будем помогать нашим друзьям в Украине».
Под просторным шатром вскоре стало тесно; все хотели увидеть и услышать выступления творческих групп, представлявших разные приходы и цыганские таборы. Потом взрослые отправились в горницу, где епископ Антал рассказал о том, откуда взялись ромы в Закарпатье и о мученической смерти блаженного Зефирина Геменеза Маллу. Тем временем на площади сестры-доминиканки устроили забавы для детворы. Один из присутствующих отцов-францисканцев сказал: «Ромы очень открыты Богу и быстро меня приняли. Возможно, потому, что я был в такой же одежде, как и мои предшественники. Получил здесь много помощников. В конце концов, это наше францисканское призвание — служить бедным и отвергнутым. Кое-кто спрашивает, как цыгане-христиане придерживаются Божьих Заповедей? Так, как и другие люди, — на своем уровне. Те, кто десять лет назад переступил церковный порог, ведут себя иначе: видно, что они встретились с Иисусом».
ВЗГЛЯД В ЗАВТРА
С утра до полудня в огромном казане варилось угощение для всех участников ромского праздника. Кулинар Имре сообщил рецепт: 35 кг молодого воловьего мяса, 60 кг картошки, 3 кг мелко порезанного сала, 3 кг лука, а еще приправа из чеснока, петрушки, моркови. За дегустацией вкусного блюда руководитель Вышковского отделения благотворительной организации «Каритас» Иосиф Гор рассказал, что за полгода до упомянутого наводнения он возглавил еще и церковную общину. Кропотливая работа, связанная с ликвидацией последствий водной стихии, продолжалась два года. В прошлом пан Иосиф много лет ездил на заработки в качестве строителя, рядом работало много ромов. Часть из них весьма трудолюбивы, но, к сожалению, они часто бездумно тратили заработанные деньги. Иосиф Гор убежден, что одними только подачками ромам не помочь. Недавно вышковской католической общине дали десять гектаров земли, есть намерение работать на ней семьям ромов, однако не хватает средств, техники и посевного материала.
Самые младшие из вышковского табора долго не отпускали епископа Антала Майнека. Когда мы уезжали, нас далеко сопровождали веселые дети, а позади остались фигуры матерей с детьми на руках и молчаливые мужчины в темных шляпах.