5 ноября минуло 120 лет со дня, когда в селе Лановка Борщевского уезда (теперь Тернопольской области) родился художник-самоучка Дмитрий Стриек (1899—1991), хрестоматийная фигура изобразительного искусства Канады.
Кто же этот загадочный продуцент «тонов воображения» (по высказыванию его биографа, профессора Саскачеванского университета П.Милларда), что так магнетизирует галеристов и музейщиков, искусствоведов и психологов, энциклопедистов и журналистов уже несколько десятилетий?
ПУТЬ В КАНАДУ
Родился в Украине, в одном из самых известных этнографических регионов Западного Подолья, с высоким культом народной ноши и богатой по художественным вариациям вышивки. Родители, малоимущие крестьяне, отдали его на учебу в местную школу, из которой он поступил в украинское патриотическое общество «Сокол». Но началась Первая мировая война, на полях которой вызревало национально-освободительное движение. В 1919 году Дмитрий Стриек стал воином Украинской Галицкой армии, которая оставила заметный след в его миропонимании. Как говорил своему биографу, там он «изучал технику разведки». Тогда же его ввели в состав группы, где «учили запоминать лица и создавать идентификационные эскизы». В своей книге П.Миллард уточнил, что по рассказу своего героя, «... его учили, как быстро зарисовывать лица подозрительных на вид людей. Главной особенностью, как ему говорили, были глаза: схвати глаза, и ты имеешь суть лица. Этот урок, очевидно, произвел сильное впечатление на Дмитрия; он рассказывал эту историю многократно». В его памяти запечатлелись и эпизоды голода и болезней, насильственный вывоз населения в товарных вагонах, дезертирство и даже вынужденная маскировка «под женский образ» при возврате в родное село. Следы этих потрясений впоследствии проявятся в его рисунках, только не в натуралистических сценах, а в драматичных аллегориях.
В 1920 году Дмитрий Стриек жениться на Анне Василенко, отец которой на то время уже выехал в Канаду. В 1923 году молодые супруги едут за ним вслед. Дорога оказалась крайне сложной — через Германию и Англию. Трансатлантическим лайнером «Регина» добирались с Ливерпуля до Квебека, а оттуда — в Виннипег. В провинции Саскачеван (сначала в городке Вонда, где тесть имел фермерское хозяйство, а затем — в Геффорде) Дмитрий устраивается на работу на Канадской железной дороге.
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
В монотонности нетворческого труда рядовым рабочим у Стриека нашлись-таки «непрямые» стимулы для развития творческого воображения. Впоследствии он скажет: «Каждые пять минут небо меняется!» Так складировалась монтажная лента разных настроений природы за те тридцать восемь лет маршрутов поездов, которые ему пришлось обслуживать.
Он тщательным образом выполнял долг служащего железной дороги, лишь в канун пенсии, размышляя о перемене своего вектора деятельности. Уже в первый день после завершения длительной службы он резко поменял ежедневную одежду на костюм с галстуком. От этого вроде бы малозначимого факта оживился психоэмоциональный фон жизни Стриека, в дальнейшем способствуя более сильной живописной страсти.
Питер Миллард, ища «ключ» к пониманию творческой неординарности Стриека, немало внимания уделил семейно-бытовым обстоятельствам его жизни в 1960—1970-х годах. Сначала со своей женой Анной Дмитрий проживал в Геффорде, где в далеком 1926 году родился их сын Михаил.
В разговорах со своим биографом Дмитрий Стриек вспоминал, что он очень любил свой сад, а также увлекался пчеловодством. Можно допускать, что соответствующая атмосфера жизни в Геффорде часто вызывала у него выразительные ассоциации с Украиной, которая ему не только снилась, но и осмысливалась через распыленные фрагменты светлых или драматичных воспоминаний.
В 1967 году, через два года после выхода на пенсию, он потерял жену. Тогда же переехал в Саскатун, ближе к сыну, который на то время уже был дипломированным бакалавром искусства и занялся собственным бизнесом как фотограф. В 1970 году женится во второй раз, устраивая для себя благоприятное для рисования новое «домашнее гнездо». Но в 1977 году от внезапного сердечного приступа умирает и его сын. Эти потери самых близких сильно потрясли Дмитрия Стриека, который уже успел закрепиться в новом общественно— культурному статусе. В те годы, как и в дальнейшем, боль, ностальгия и упоение от всего, что было предметом его попутного внимания, становилось «метафизическим стержнем» его творческого вдохновения.
СЕКРЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ «КУХНИ»
Генезис и духовно-этическая природа увлечения живописью Стриека были выразительно индивидуальными, не сходными с другими художниками-самоучками или профессиональными. Поэтому и структура смыслов, раскрытых его рисунками и графикой, выполнялась разнообразными — прямыми и непрямыми — источниками и инспирациями. В одних случаях такими были фотографии или новостийные сообщения в журналах, в других — подсмотренные из тех или других эпизодов жизни типажи. Еще одним источником могли быть фотографии, сделанные его сыном Михаилом, или же самая обыкновенная бабочка, которая села на кустик в семейном саду. В то же время были темы, которые срослись с ценностным императивом Стриека, став частью его национального мировоззрения. Это сфера глубинных связей с семейным духовно-этическим комплексом, в котором сплавились спонтанные аллюзии с детских лет, сакрализированный образ матери, Тарас Шевченко, Леся Украинка как культурные доминанты подсознания, отголоски освободительной борьбы в Украине, участником которой был и он сам.
Другое дело, что рождались его произведения не на основе заранее заданной программы, а под непосредственным натиском экзистенции, часто — по воле случая, неожиданной интриги. К этому стоит прибавить, что Стриека привлекали фотографии известных людей, о которых писала мировая пресса.
Невзирая на то, что далеко не все произведения Дмитрия Стриека являются каталогизированными и систематизированными по признакам жанра, можно обнаружить несколько важных особенностей развития авторских тематических вкусов, а также секретов его художественной «кухни». Из ранних (конец 1960-х — начало 1970-х годов) произведений доминировали мотивы национальной культурной и исторической памяти (в том числе — фрагменты его воспоминаний из далекого детства), с середины 1970-х украинская тематика сбалансировалась его реакциями на разнообразную «светскую хронику» — из сетей общественных событий (политика, культура, спорт и тому подобное), а также лирическими рефлексиями из жизни природы. Одним из весомых образов начинающего художника стал портрет Леси Украинки (созданный около 1970 г.).
Вполне понятно, что эмоциональная природа творческого увлечения Дмитрия Стриека определяла спонтанность желания реализации своей страсти и непоследовательность в очередности тем и живописных жанров. Кроме того, такая методология основывалась и на отличительных подходах к формальным решениям картин. Поэтому возникает вопрос, который именно обеспечивал то эстетичное качество творчества художника, чтоб его живопись была стабильно в центре внимания галеристов и искусствоведов, и что именно объединяет эти разнообразные подходы автора к техническим приемам живописания?
Объединительной чертой подавляющей части произведений Дмитрия Стриека является непосредственность самого живописного стиля, внутренняя экспрессия как выразитель авторского жизненного темперамента. Художник справлялся с композициями разных жанров: в них никогда не было надуманности, пафоса, зато — каждый раз — определена повествовательная фабула с оригинальным цветовым акцентом. Фактор цвета для художника был не первостепенным ли, он с большой приятностью наслаивал массы красок, менял систему фактуры, умело «режиссерствуя» игру вибраций в потоках света.
В такой синкретической природе спонтанности и появлялись уникальные образы многих известных персоналий времени, в котором творил автор. К наиболее удачным решениям по структуре художественных средств принадлежат «Принцесса Диана», «Пьер Трюдо» (премьер-министр Канады в 1968—1979, 1980—1984 годах), «Коронация королевы Елизаветы» (1977), «Иван Павел II — Кароль Войтила» (1980), «Я хочу свою маму!» (1982), «Джон Дифенбейкер» (премьер-министр Канады в 1957—1963 годах), «Маргарет Тэтчер» (1984), «Эдинбургская принцесса Анна» (1988) и другие. К этому ряду принадлежат и образы выдающихся деятелей украинской истории и культуры, в частности «Православный епископ» (1977), «Полковник Евгений Коновалец» (1983), а также «Святой князь Владимир», «Гетман Иван Мазепа» и «Кардинал Йосип Слипый». Одним из центральных образов в живописи Стриека стал Тарас Шевченко.
Украинская тематика — это многоуровневая территория размышлений и ностальгических рефлексий Стриека. В этом синкретическом комплексе, опять же, сопоставились разные жанры, переплелись прямые воспоминания и творческое воображение.
Еще один сегмент эмоционального безбрежия Стриека — это его ситуативные лирические реакции на окружающую среду в природе и быту. Мотивы с цветами и ландшафтами, домашними птицами и игрой в бейсбол уравновешивали его наблюдение за светской жизнью или размышления об исторической памяти, подтверждая то, что любая, казалось, малозначимая бытовая сцена имела для него значение как часть большой прогулки по тропинкам системы Жизнь.
«Дмитрий Стриек начинает доминировать в комнате в ту же минуту, когда он заходит в нее, — писали о художнике еще при его жизни. — Он не особенно высокого роста, зато его военная осанка и пронзительные глаза создают впечатление большого присутствия. Имел светло-голубые глаза. Он минуту стоит сбоку комнаты, потом решительно шагает через всю комнату к тому, кто привлек его внимание, другу или незнакомцу, и искренне приветствует его или ее». Относительно средств для живописи не был прихотливым. Так, в его рабочем шкафчике рядом размещались краски, пастельные карандаши с макияжем для лица и лаком для ногтей. Последние он иногда использовал для творческой визуализации портретов. Поэтому внутренним напором к творчеству преодолевал любые препятствия — технические или психологические.
Рисовал до конца своей жизни, которая оборвалась 7 марта 1991 года в Саскатуне. На то время его произведения уже стали частью культурной истории Канады второй половины XX века. И не только в конфигурации художников-примитивистов украинского происхождения (в эту группу еще входили Анна Гарбуз, Молли Лангардт и Ярослава Сенькусь), но и в контексте художественных явлений, которые оставили значительный след самобытности и большой эстетической силы.
Произведения Стриека хранятся во многих частных коллекциях Канады, а наиболее известные из них являются собственностью галерей Нормана Маккензи, Менделя и Милларда, Украинского музея Канады (Саскатун) и Украинского культурно-научного центра в г. Виннипег. Наследие выдающегося украинца еще хранит немало загадок, которые ожидают исследователей изобразительного искусства.
Фоторепродукции из открытых источников