Диверсия, расправа, разворовывание бюджетных денег и потеря лучших онкогематологов — что только не говорят об изменениях в Национальной детской специализированной больнице «Охматдет». С 18 августа больница будет иметь новую структуру, которая предусматривает реорганизацию центров офтальмологии, неонатологии, токсикологии и онкогематологии и трансплантации костного мозга. Самые горячие дискуссии возникают вокруг последнего. Название центра исчезает, остаются работать его отделения, руководители центра не будут иметь своих полномочий, им предложены должности обычных врачей. И именно это разожгло конфликт между сторонниками и противниками реорганизации «Охматдета».
НЕДОВОЛЬНЫЕ НАРДЕПЫ
Недавно парламентский Комитет по вопросам здравоохранения провел выездное заседание непосредственно на территории больницы. Хотя главный врач заведения Ирина Садовяк просила комитет перенести мероприятие на неделю, поскольку в назначенное время она и ее заместитель находились в командировке, а руководство скандального центра — в отпуске. Инициатором выездной встречи стала Татьяна Бахтеева, народный депутат от «Оппозиционного блока», член профильного комитета и противница команды и.о. министра здравоохранения Уляны Супрун. Народная избранница объяснила, что члены комитета решили разобраться со всем на месте, поскольку получили обращение от врачей, что центр трансплантации хотят закрыть, а это же единственное место в Украине, где теперь делают пересадки органов.
Во время заседания депутаты просили представителей «Охматдета» показать центр, провести экскурсию по новому корпусу и предоставить документы о закупках лекарств и договорах аренды с общественными организациями, например, фондом «Таблеточки». К последнему вопросу мы еще вернемся, а пока — об итогах заседания. Депутатам не понравилось ничего. Новый корпус раскритиковали в пух и прах — мол, он не готов к работе, имеет кучу строительных недоработок, да еще и были факты подтоплений. На что пошли миллионы бюджетных гривен — нардепам невдомек. Но никто не говорил, что новый корпус работает на 100%. Открылось только несколько отделений, где проводятся УЗИ-исследования, МРТ-исследования, лечение на линейном ускорителе, а на днях заработала современная лаборатория крови.
ВПЕРЕДИ — ОЧЕРЕДНЫЕ ПРОВЕРКИ
В итоге члены парламентского комитета решили срочно провести расследование относительно строительства нового корпуса, обратиться по этому поводу к правоохранительным органам, еще раз рассмотреть вопрос закупки лекарств через международные организации для больницы и признать работу Ирины Садовяк неудовлетворительной, а на время расследования отстранить ее от работы.
Сплошная критика и никакого позитива. Кстати, в прямом эфире транслировало выездное заседание интернет-издание УНН, которое ранее СМИ связывали с окружением Анны Герман, соратницы Виктора Януковича. Достаточно бойко комментировал встречу журналист Василий Апасов на своей «Фейсбук»-странице. Апасов тоже сотрудничает с УНН, раньше был журналистом каналов «112» и NewsOne и довольно критично описывал деятельность Центра противодействия коррупции.
Член правления упомянутого Центра Александра Устинова не один раз рассказывала СМИ о фактах коррупции в «Охматдете», отмечая, что перемен боятся те, кто причастен к махинациям. Последняя ее публикация на сайте издания «Украинская правда» касалась видеообращения родителей, которые рассказывали журналистам, как заведующий отделением трансплантации костного мозга Олег Рыжак требовал пять тысяч долларов на лечение больного ребенка. Впоследствии в интервью «5 каналу» пан Рыжак объяснил, что имелось в виду дофинансирование лечения, а не взятка. Именно Олега Рыжака и заведующую Центром онкогематологии Светлану Донскую новая команда больницы решила перевести на должности обычных врачей в связи с выявленными нарушениями.
МИЛЛИОННЫЕ МАХИНАЦИИ
Так, внутренний аудит «Охматдета» обнаружил, что 12 препаратов, которые пациенты покупали за свои средства, были на складах больницы, вместо этого Центр онкогематологии заказывал не те лекарства, которые предусмотрены Национальным перечнем основных лекарственных средств для лечения онкобольных деток. Таким образом, центр недозаказал в 2017 году лекарств на 19 миллионов гривен. А среди препаратов, которые больница все же закупила, не все годятся для лечения детей и не все зарегистрированы в Украине, поэтому не могут закупаться за государственные деньги.
Чтобы проверить эти факты, Минздрав обратился в Генеральную прокуратуру, Национальную полицию и Национальное антикоррупционное бюро с просьбой провести собственные расследования. Также в Минздраве добавили, что на этот год по программе «Детская онкология» Центр завысил потребности в самых дорогих лекарствах на 7 812 единиц, что равняется около 64 миллионам гривен.
«ДЕПУТАТЫ ПОВЫШАЮТ РЕЙТИНГИ ЗА СЧЕТ ДЕТЕЙ»
Но упрямо не видит нарушений Центра инициатор проверки «Охматдета», пани Бахтеева. Она считает, что реорганизация — это месть врачам, которые не побоялись открыто критиковать закупку некачественных медицинских препаратов и махинации благотворительных фондов. Вместо этого Ирина Садовяк неоднократно объясняла, что отделения Центра онкогематологии и трансплантации костного мозга остаются работать, их функции — такие же, как раньше. Поэтому просила не манипулировать фактами, разбираться в ситуации и распространять правду. Наконец, никто не будет отрицать, что нужно отстаивать интересы маленьких пациентов. На этом акцентируют внимание и в упомянутом нардепами благотворительном фонде «Таблеточки».
«Больницу нужно сделать современной и соответствующей мировым требованиям, — комментирует «Дню» основательница «Таблеточек» Ольга Кудиненко. — Я поддерживаю модернизацию. Понятно, почему идет противостояние, люди всегда упираются переменам, это естественный процесс. А то, что было в «Охматдете» на выездном заседании, это цирк. Вопрос о том, на основе каких документов здесь арендует помещение фонд «Таблеточки», комментировать вообще не буду. Мы были там месяца три в 2014 году, пусть депутаты в интернете поищут, где расположен наш офис».
«Просто начинаются политические выборы. Как по мне, депутаты повышают свои политические рейтинги за счет детей, — добавляет руководитель фонда. — Честно говоря, врачей, которые все это рассказывают, никто не увольняет — у них отбирают административные полномочия. Почему они не хотят отдавать эти полномочия, думаю, можно только фантазировать. Если вы видели статью на «Украинской правде» об обращении мам относительно взяток, у меня есть подозрения, почему они не хотят оставлять свои полномочия. Почему врачи не хотят только лечить? От реорганизации выигрывают прежде всего дети, они будут лечиться в полном объеме, как и должно быть, и в более комфортных психологических условиях».