Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хватит пугать!

Общественные организации: журналисты, освещая проблемы ВИЧ, не следуют элементарной этике
22 февраля, 2005 - 20:45

О проблемах людей, которые живут с ВИЧ\СПИД, обычно говорят два раза в год: 1 декабря — во Всемирный день борьбы со СПИДом, а также 20 мая — во Всемирный день памяти людей, умерших от этой болезни. Иначе очень трудно обратить внимание широкой общественности к данному вопросу. К такому выводу пришли участники «круглого стола», который на днях состоялся в Центре медиареформ. Знаково, что мероприятие не посвящено определенной дате, а проведено потому, что назрела серьезная проблема, которая коснулась в нашей стране непосредственно каждого сотого и давно уже требует трехстороннего диалога — между больными ВИЧ\СПИДом, общественными объединениями, занимающимися ими, и представителями масс-медиа.

Таким образом, во время «круглого стола», инициированного Ресурсным центром по проблемам ВИЧ\СПИДа, говорили о роли СМИ в формировании имиджа людей, которые живут с этим вирусом и о том, что следует сделать для того, чтобы проблема вышла из ряда второстепенных и перестала бы, по словам координатора проектов МБФ «Международный Альянс по ВИЧ\СПИД в Украине» Лаймы Гейдар, ограничиваться «сухими» цифрами наподобие «умерло столько-то, а очень скоро умрет еще больше». Кстати, по данным Украинского Центра профилактики и борьбы со СПИДом Минздрава Украины, за весь прошлый 2004 год было зарегистрировано 12 тысяч 491 случаев ВИЧ-инфекций, и 2 тысячи 743 новых больных СПИДом. Ими в основном стали люди в возрасте от 20 до 39 лет.

«Роль СМИ является ведущей, — рассказывает госпожа Гейдар, — так как масс- медиа являются инструментом, способным контролировать управление миллиардами долларов, которые Украина расходует на закупку лекарств, оборудование». Ведь во всем мире СМИ были первыми скрипками в освещении деятельности правительства по поддержке людей, которые живут с ВИЧ. Большинство отечественных журналистов, по мнению участников «круглого стола», ничем не отличаются от других граждан, которые скованы многочисленными стереотипами, страхами, отсутствием возможности осмысления некоторых проблем. Обсуждение вопроса ВИЧ\СПИДа всегда предусматривает нарушение определенных установившихся норм морали, так как касается обсуждения темы незащищенных сексуальных контактов, применения наркотиков, гомосексуальных отношений. Стереотипные взгляды на эту проблему мешают людям незаангажированно освещать те проблемы, без обсуждения которых не избежать роста численности больных. Ведь, как говорят, незнание не освобождает от ответственности.

Вопрос стоит не столько в количестве единиц выпущенных журналистами материалов, сколько в их качестве. Да, статей мало, а если они и попадаются, то кажутся далекими от профессионализма, терпимости, заинтересованности в решении глобальной проблемы. Эксперты жалуются, мол, журналисты не следуют элементарным правилам этики при подготовке материалов: не соблюдаются права интервьюера на анонимность, используют некорректные определения и тому подобное. Лайма Гейдар отмечает, что сопровождение журналистских материалов картинками с изображением скелетов или фотографиями узников Освенцима — обычное дело для материалов о ВИЧ\СПИДе. Юрист ВБО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ» Юрий Дехтеренко говорит, что журналисты главным образом показывают эту тему в ужасном ракурсе. Следовательно, целью журналистских статей по теме является запугать население, заставляя его начать выполнять элементарные рекомендации, чтобы предотвратить заражение. Более того, как отметила Лайма Гейдар, есть исследования, которые подтверждают, что как только журналист начинает запугивать читателей, он автоматически «закрывается» для восприятия дальнейшей информации. Запугивание не приносит никакой профилактики и не дает необходимых знаний. Исследователи утверждают, что запугивание эффективно на очень короткое время. Выходит, что журналисты своими материалами запугивают не болезнью, а человеком, зараженным ВИЧ\СПИДом. Более того, были случаи, когда зрители, посмотрев рекламу о том, что «каждый сотый болеет ВИЧ и, возможно, живет в вашем подъезде», неоднократно звонили на «телефон доверия» с вопросом: «А как же идентифицировать этого «сотого»?

Следовательно, проблема ВИЧ\СПИДа — проблема не медицинская, а морально-этическая. И отношение общества к ней сегодня формируют в основном только журналисты. Тем не менее теперь очень трудно наладить постоянный диалог между больными ВИЧ\СПИДом и обществом, которое находится «по ту сторону баррикад». Отсутствие заинтересованности со стороны медиа влечет за собой и отсутствие общественного заказа на обсуждение этой проблемы. Таким образом, имеем замкнутый круг. Доходит до того, что люди, живущие с этим вирусом, вынуждены напоминать обществу о себе какими-то неординарными, вопиющими поступками. Так, недавно медиа в один голос сообщали, как больные ВИЧ\СПИДом Калининграда, в России, приковали себя цепью к зданию местной мерии, таким образом заявив о вопиющей нехватке финансирования лечения больных ВИЧ...

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ