За два полевых сезона международная экспедиция украинских и польских археологов эксгумировала останки семи с половиной сотен жертв массовых расстрелов во владимир-волынской тюрьме. Найденные вещественные доказательства указывают и на национальную принадлежность жертв, это — с высокой долей вероятности — поляки. Но еще нет ответа, кто же организовывал и осуществлял карательные акции, которые называют самой страшной тайной XX века в истории княжеского города. Завесу таинственности приоткрывают экспонаты и документы, представленные на выставке «Прихована історія: археологічні дослідження на городищі Володимира-Волинського», открытой в Волынском областном краеведческом музее.
... Женские сережки и гребни, кружка, вилка и ложка... Флакон из-под духов, который, как утверждают археологи, еще хранит запах, который напоминает о знаменитых польских духах «Можливе»... Все эти бытовые вещи, которые стали экспонатами выставки, поражают, потому что их владельцев нет на этой земле уже свыше семи десятилетий, а вещи — живут и говорят с нами. Но больше всего шокируют остатки детской обуви: их давно сотлевшему маленькому владельцу было не больше семи лет. О том, что волынские археологи, ища остатки средневекового замка Казимира на городище во Владимире-Волынском, обнаружили массовые захоронения расстрелянных людей, газета «День» рассказывала уже несколько раз. Собственно в городе испокон веков, как говорят, знали, что в местной тюрьме и перед Второй мировой войной, и в ее начале происходили расстрелы людей.
Тюрьму на территории древнего городища построили во времена Российской империи ориентировочно в 1830 — 1840 годах, и первыми ее политическими узниками стали участники польского восстания 1830 года. В сентябре 1939 года, когда пришли «красные освободители» (а Волынь тогда входила в состав Польского государства), в тюрьме начало распоряжаться НКВД. Владимир Стемковский, директор Владимир-Волынского исторического музея, говорит, что в конце 90-х годов прошлого века, вдохновленные местным краеведом Леонидом Михальчуком, работники музея начали собирать документальные свидетельства людей, судьбы которых оказались имеющими отношение к истории тюрьмы. Также были осуществлены и поисковые работы на территории вероятных массовых расстрелов. Уже тогда была обнаружена почти сотня останков расстрелянных людей, были и женщины, и дети, и преимущественно (по вещественным доказательствам) — военнослужащие Войска Польского, интернированные лица. Международная экспедиция украинских и польских археологов в 2010—2011 году обнаружила уже 748 (!) останков, которые были перезахоронены на городском кладбище Владимира-Волынского. И масштабы расстрелов были такие, что жертв может быть тысячи и тысячи...
Все это время, когда продолжались раскопки и идентификация вещественных доказательств и останков, между учеными не утихала дискуссия: а кто же были жертвы и их палачи, что и когда происходило в тюрьме на древнем городище княжеского города? Во время презентации выставки «Прихована історія...» была представлена и книга работников государственного предприятия «Волинські старожитності», которые и осуществляли раскопки массовых расстрелов, Алексея Златогорского и Сергея Панишко «Археологічні дослідження на городищі Володимира-Волинського у 2010—2011 роках». Директор «Волинських старожитностей» Алексей Златогорский говорит, что точка в исследованиях будет поставлена не скоро. Тогда, когда будет эксгумировано последнее захоронение. Из неофициальных источников сейчас известно, что некоторые польские участники раскопок имеют иное, чем украинская сторона, мнение относительно этой трагической истории. В интервью своему телевидению они утверждают, что расстрелянные на городище во Владимире стали жертвами... УПА.
— Есть находки, которые не дают ответа, а ставят новые вопросы, — говорит Алексей Златогорский. — Это два жетона полицейских, владельцы которых по документам расстреляны, но в другом месте. Найдено очень много польских пуговиц и кокард, монет, погон полицейских. Это еще раз подтверждает, что расстрелянные — граждане Речи Посполитой. Расстрелы проводили очень быстро. Жертв не раздевали. При них были найдены нами золотые монеты, бытовые вещи, даже патроны в сумочке на груди одной из жертв. То есть — не обыскивали. Людей расстреляли, облили бензином, подожгли, а потом — засыпали известкой. Самая поздняя монета — 1940 года выпуска (то есть никакой УПА еще не было. — Авт.). Есть монеты средневекового периода, но ни одной — 1941 или более поздних лет. Не найдены и немецкие монеты.
Экспонаты и документы выставки еще раз подтверждают, что массовые расстрелы могли осуществлять энкаведисты. И сейчас — слово за историками и архивами. Волынские археологи сейчас добились, чтобы владимир-волынские останки исследовали антропологи. Их экспертиза подтверждает, что это — поляки.
Открытие выставки и издание труда с итогами исследований волынских археологов состоялось благодаря содействию Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки.