Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Идеальный музей» на пути в Европу

запасается знаниями и по-прежнему ищет деньги
14 ноября, 2001 - 00:00

Вот уже несколько лет украинские музеи — сокровищницы национальной истории и культуры — пребывают в состоянии нереализованных желаний. Прошли времена, когда мастера музейного дела могли не волноваться о хлебе насущном и, в случае чего, рассчитывать на финансовую и организационную поддержку государства. Волна всеобщего равнения на Европу захлестнула и эту сферу, поставив наших «музейщиков» в новые, более жесткие условия. Государство в финансировании музеев ограничивается от силы 50% необходимых средств. Остальные — музеи вынуждены добывать путем фандрейзинга (специальной деятельности по поиску дополнительных негосударственных источников финансирования). Или же рассчитывать на помощь спонсоров, меценатов и других ценителей искусства, готовых оказать специально созданным фондам при музеях и галереях финансовую поддержку. Кстати, подобная практика является абсолютной нормой для большинства европейских стран. К примеру, даже Лувр — национальное музейное достояние Франции — ограничен в доступе к государственной казне.

В целом — все правильно. Проблема лишь в одном: работники украинского музейного бизнеса (который и бизнесом-то не назовешь) совершенно не готовы к такой бурной профессиональной деятельности. Тех знаний и навыков, которые они получили в свое время на кафедрах музееведения, сегодня явно не достаточно для квалифицированной работы. Словом, весь музейный персонал нуждается в дополнительном образовании. Эту проблему, как и ряд других, работники украинских музеев вынуждены решать самостоятельно.

Впрочем, есть все основания полагать, что времена «ренессанса» украинских музеев не замедлят наступить. Первый весомый шаг в европейском направлении развития музейного дела был сделан еще год назад Национальным художественным музеем Украины — именно тогда началась реализация программы профессиональной подготовки музейных работников Украины «Идеальный музей». Национальный художественный музей всегда считался своеобразным научно- методическим центром, куда съезжались «музейщики» со всей Украины. Стал он источником новых знаний и на этот раз. Как сообщила руководитель службы информации Национального художественного музея Украины, инициатор проекта «Идеальный музей» Татьяна Грущенко, в рамках проекта уже был проведен целый ряд семинаров-тренингов по музейному маркетингу, музейному фандрейзингу, а также учебная сессия по эффективному управлению музейным делом и музейной педагогике. Проводили тренинг-курсы известные преподаватели Чикагского и Людвигзбургского университетов, ведущие научные сотрудники российских музеев. Последние, кстати, также прошли «переломный период» музейного дела с помощью западных коллег. Интересно, что проведение одной из последних выставок Карла Брюллова в Третьяковке принесло московскому музею $3 млн.

«В недалеком будущем, — сказала Т. Грущенко, — в рамках программы подготовки музейных сотрудников в Украине состоится ряд семинаров и круглых столов по вопросам музейного законодательства, правовой и эстетической экспертизы художественных произведений, новейших музейных технологий. В частности — «виртуальных» музеев в Интернете».

Однако, утверждать, что профессионального кадрового обеспечения, без материальной поддержки государства, будет достаточно для полноценного развития музейного бизнеса в нашей стране, — нельзя. По крайней мере, вопросы, касающиеся музейных территорий и строений, на сегодняшний день остаются в компетенции органов административной власти. Проблема недостатка экспозиционных площадей — одна из наболевших для отечественных музеев и галерей: имея в наличии уникальные коллекции экспонатов, из-за отсутствия специально оборудованных помещений они абсолютно лишены возможности представить их общественности. Эта проблема обсуждалась недавно на рабочей встрече директоров и главных хранителей музеев Киева, экспертов Министерства культуры и искусств Украины и зарубежных специалистов из области музейного бизнеса «Проблемы строительства и технического оборудования музеев». Сотрудники отечественных музеев с завистью и надеждой внимали словам директора немецкой компании-производителя музейного оборудования Харольда Ротштайна, который описывал достоинства продукции своей фирмы. Х. Ротштайн заявил о намерении выиграть тендер на установление своего оборудования в некоторых столичных музеях и первым на очереди будет Национальный художественный музей Украины. Пыле- и паронепроницаемые, пуленепробиваемые витрины для экспонатов с автоматической терморегуляцией и очищением воздуха — удовольствие, конечно, не из дешевых, но продешевить здесь — значит уничтожить вещи, на которых, собственно, и держатся вехи истории великого народа.

Анна ТЕЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ