Газетой «День» предпринята смелая попытка заглянуть в «черный ящик» политтехнологий — этот ящик Пандоры, который открывают в период избирательных кампаний. Из него выпускаются на волю пресловутые методы оболванивания и околпачивания людей.
В основе этих методов, очевидно, заложены механизмы психоанализа. Они моделируют психический мир человека по аналогии со всадником на лошади. Всадник — это «я», мое сознание, то, что воспринимает и ощущает, оценивает и сравнивает. Лошадь — это эмоции, чувства, страсти, которыми призвано управлять «я».
Психоаналитики (школа З. Фрейда) утверждают, что сознание пребывает почти в «безнадежном» положении: оно пытается управлять более сильным «противником» — подсознанием, которое умеет обманывать сознание. Под воздействием внешних факторов оно может поворачивать сознание в заданном направлении, оставляя его в неведении относительно причин этих поворотов. Считается, что отдельные поступки и даже целые жизненные судьбы определяются этим конем, а не близоруким наездником.
Можно предположить, что специальные политтехнологии на период предвыборной кампании направлены на вышибание всадника из седла, когда неуправляемый им конь подсознания управляется целевой информацией от внешней силы.
Этот метод используется, например, в некоторых видах восточных единоборств. Перед началом схватки борец совершает серию определенных движений и вводит себя в такое состояние, когда он способен снимать информацию с сознания противника. В свое время Ф. Гойя заметил, что «сон разума рождает чудовищ». Информационной наркотизацией достигается главная цель специальных политтехнологий — создание иллюзорности бытия и уход от реальности в виртуальный мир.
К сожалению, далеко не все замечают предполагаемую или насаждаемую «кривизну» обещаемых действий власть имущих, попахивающих припудренным обманом. В основу раздумий по этому поводу можно взять высказывание А. Эйнштейна: «Когда слепой жук ползет по поверхности шара, то он не замечает, что пройденный им путь искривлен. Мне же посчастливилось заметить это».
На специальные психологические операции, направленные на рафинирование массового сознания, есть спрос. Он порождается стремлением получить власть. Имиджи претендентов и дальше будут раскручиваться в информационном пространстве, и «обезьяны будут потешать толпу в масках обезьяны». Так как механизмы политтехнологий глушат независимость мысли избирателей, то перед обществом стоит проблема информационно-психологической безопасности, защиты электората от «промывания» мозгов.
Рейтинги имиджей кандидатов считаются единственной объективной характеристикой общественного мнения. Но они могут управляться имиджмейкерами рейтинг- технологий. Возникает вопрос — кто нуждается в раздувании своего имиджа?
Спортсмены не нуждаются в услугах виртуозных виртуалов, рисующих имиджи. Они создают их сами — путем достижения четко измеримых результатов, как это делают, например, братья Кличко. Если следовать такой аналогии, то политические рейтинги по заказу раздувают тем кандидатам, у которых отсутствует реальная мощность для деятельности. Со временем надутые имиджи лопаются, как мыльные пузыри, а мы имеем то, что имеем.
Среди методов защиты от черного PR не уделяется должного внимания юмору. То, что сделалось смешным, не может быть опасным. В этом ключе, очевидно, колоссальное влияние на умы избирателей получают находки типа «Великі перегони» (канал «1+1») и «Куклы» Шендеровича (Россия). Представляется, что это гениальные механизмы нейтрализации попыток оболванивания и околпачивания людей. Они порождают сомнения как первый шаг к нахождению истины.
Вопрос вопросов — в чей собственности находится сознание человека в условиях рыночных отношений? Он глубоко философский. Очевидно, не только во власти денег. Потому идея В. Пелевина о создании союза граждан, принудительно подвергнутых PR-воздействиям, имеет право на жизнь.