Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Информация спасет Украину

Если мы осознаем, что это такое
6 июня, 2001 - 00:00

Информация внезапно ворвалась в нашу жизнь. Георгий Почепцов удачно подметил, что информация сделала наше общество не только более сильным, но и более впечатлительным. Реформа современного положения информационного общества в Украине необходима уже сейчас, поскольку завтра будет поздно.

Согласно основным задачам информационного пространства каждого государства, оно должно содействовать развитию и упрочению цивилизованного высокоразвитого государства, а также утверждению мира, спокойствия, стабильности в жизнедеятельности каждого гражданина в частности и всего общества в целом. Однако каждому среднему украинцу с первого взгляда понятно, что наше информационное поле обеспечивает только частичное выполнение своих компонентов. В частности, информационное поле Украины очень часто является «пятой колонной», когда de facto внутри Украины на колонках газет, с экранов телевизора и в радиоэфире можно наблюдать попытку определенных финансовых структур, политических деятелей и олигархов расшатать национальное единство в Украине, а также способствовать превращению Украины в страну «непредсказуемого будущего».

Информационное общество, которое мы пытаемся построить в Украине, очень часто используется отдельными лицами для своих целей (в области бизнеса, политики, культуры). И это является нашей «ахиллесовой пятой». Какой же выход из современной информационной ситуации в Украине?

Исследования «Общественная экспертиза. Свобода слова» показали, что в Украине нет независимых СМИ. Они зависят от власти, финансовых структур, политических лиц, оппозиционных или лояльных к власти. Первым шагом для выхода из данного кризиса должен быть Закон «О независимых медиа». Закон должен четко урегулировать экономические принципы деятельности независимых СМИ и содействовать их развитию. Необходимо кардинально изменить налоговую политику по отношению к независимым СМИ. Налоговая служба не должна играть в Украине роль бывшего КГБ. Второе. В Украине должно быть по крайней мере 40 % общественных медиа. То есть de facto независимых СМИ. Общественное телевидение и радио должны оплачиваться самими гражданами. Зависимость СМИ от общественности ставит перед украинскими масс-медиа абсолютно новые цели. А именно — отстаивание прав и интересов общества, а не власти, олигархии или финансовых структур.

Необходимо немедленно остановить использование СМИ как инструментов для сведения собственных политических счетов. Николай Томенко, директор Института политики, правильно заметил, что украинские журналисты часто играют роль марионеток, сами этого не подозревая. Журналисты в Украине должны иметь мужество противостоять попыткам определенных лиц использовать их в своих целях. Важной проблемой для Украины остается сама информация. В чем состоит развязка «гордиевого узла» противостояния между СМИ и истцами на них, достигшего теперь суммы, эквивалентной 2,5 государственным бюджетам Украины?

Не только в том, что СМИ унижают честь и достоинство других граждан, а используют недостоверную и непроверенную информацию. Недостоверность информации стала для Украины настоящим бедствием, которое может чрезвычайно навредить Украине в ее дальнейшем развитии. Конечно, журналисты не могут жить без информации. Важнее информации может быть только ее суть. Правдивая и объективная информация — вот ключ к разрешению наших проблем.

Государственная политика в отрасли информации. Государство должно проводить в отрасли СМИ четкую и взвешенную политику, направленную на упрочение и расширение их деятельности. Государственная политика в отрасли информации в современном мире должна основываться на позициях «агрессивного экспорта», когда государство содействует экспансии украинских СМИ в мире.

Информационные продукты Украины должны иметь не только высокое качество, но и высокую рекламу. De facto рекламирование информационной продукции должно также иметь место в государственной политике в отрасли информации.

Сергей БЛАВАЦКИЙ, студент факультета журналистики ЛНУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ