Именно эти занятия помогут воспитать вундеркиндов, уверяют специалисты. Эксперимент по введению такого предмета воплощается в общеобразовательной школе №9. Ученики, начавшие заниматься интеллектуальными играми с первых дней обучения в школе, сегодня уже второклассники. В их расписании необычный предмет появлялся четыре раза на неделю. Более того, премудростям заморских игр должны научиться и родители школьников, ведь преподаватели советовали заниматься с малышами и дома. За успехами в обучении детворы из экспериментального класса пристально следят педагоги. По их мнению, сегодня говорить о результатах занятий по интеллектуальным играм слишком рано. Но уже сейчас они отмечают, что ученики этого класса способны почти вдвое дольше удерживать внимание, чем их ровесники, а это огромный плюс. Ведь это значит, что они могут быстрее воспринимать учебный материал, да и на домашнее задание тратить значительно меньше времени. О том, когда стоит ждать результатов эксперимента, и какими они должны быть, — в разговоре с Виктором Шевчуком, руководителем Школы интеллектуальных игр Ровенского Дворца детей и молодежи.
— Когда формировался этот класс, дети фактически становились учениками двух школ — общеобразовательной и школы интеллектуальных игр, — рассказывает пан Шевчук. — Во время обучения в начальной школе они будут изучать несколько видов интеллектуальных игр. Их около десяти. Среди них и го, и сеги, и стратего. Их родиной являются Япония и Китай. Кстати, тамошние школьники просто обязаны овладеть этими играми. Ведь им приписывают развивающую и воспитательную цели. Кстати, во время игры в го у игрока задействованы разные части головного мозга, то есть работает и логика, и творческое воображение.
— С какого возраста стоит учить детей азам интеллектуальных игр?
— Один из японских мастеров утверждал, что начинать учить играть в эти игры детей после трех уже поздно. Российский психолог Борис Никитин считает, что чем раньше малыши начинают решать интеллектуальные задачи, тем лучше. Впоследствии это помогает справиться с нестандартными ситуациями. А история шахмат знает случай, когда отец учил дочек игре в шахматы с очень раннего возраста. Позже все трое получали победы на олимпиаде. Эти дети не посещали школу, родители занимались с ними самостоятельно. А когда у них спросили, не слишком ли загружены их дети, отец ответил, что занятие играми разгружает... Собственно, идея создать экспериментальный класс возникла давно. Занятия по интеллектуальным играм уже более десяти лет проводятся в дошкольном учебном заведении №38. Это воспринимали хорошо и малыши, и родители. Однако, когда дети шли в школу, эти занятия для них обычно прекращались. Поэтому возник замысел ввести интеллектуальные игры в школе. Естественно, такой вариант обучения подходит не для каждого ребенка. Все зависит от его наклонностей и вкусов. Когда мы делали первые попытки ввести такой предмет, то сталкивались с определенными трудностями. Некоторым из учеников через определенное время становилось неинтересно, довольно чувствительным был момент выигрышей-проигрышей, который мог восприниматься болезненно. Скажем, когда школьник возвращался домой, родители спрашивали, сколько партий он выиграл. Вместо этого внимание необходимо было сосредотачивать не на этом, а на самом процессе игры. А уже когда специализированный класс формировался в прошлом году, мамы-папы были более подготовленными. Сегодня снова провели набор в первый класс, где среди предметов будут интеллектуальные игры.
— Каких результатов ожидаете от таких занятий?
— Дело в том, что многие методики, использующиеся в системе образования, рассчитаны на то, чтобы развивать память. Но очень важно учить мыслить. Это способны делать интеллектуальные игры. Скажем, математическая задача имеет один вариант правильного ответа. Зато на игральной доске таких вариантов множество. Разумеется, существуют и неудачные ходы, но правильных ходов есть много. И каждый выбирает тот, который ему больше нравится. В конечном счете, условия поставленной перед игроком задачи постоянно меняются в зависимости от хода неприятеля. То есть интеллектуальные игры учат рассчитывать заранее. Конечно, очень важно научиться переносить этот опыт в жизнь. Ведь такой процесс автоматически не происходит.
А результатов такого эксперимента нужно ждать лет через восемь-десять, когда нынешние второклассники станут выпускниками.