Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Интеллектуальный капитал –...агрессору?

На требование Минобразования закрыть филиал российского вуза в Украине Национальная академия наук ответила отказом. «День» изучал причины и последствия
6 августа, 2015 - 10:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Российский триколор в паре с украинским сине-желтым стягом несколько лет назад в Украине, вероятно, не удивил бы никого. Но во время необъявленной войны такие символические тандемы скрывают свои подводные рифы. Такой дуэт флагов мы обнаружили на сайте Физико-технического учебно-научного центра НАН Украины, при нем же работает киевский филиал Московского физико-технического института. Работает до сих пор. Несмотря на войну со страной-агрессором, украинских выпускников приглашают на учебу в Москву, и уже даже завершили отбор студентов на следующий учебный год.

А как же тогда призыв Министерства образования и науки еще в начале военного конфликта, что любые научные связи с Россией должны быть минимизированы или вообще разорваны? Сейчас же между МОН и НАНУ возникла словесная перепалка. В конце июля министерство заявило, что такая деятельность Академии «является откровенно аморальной», в том числе и со стороны тех молодых людей, которые с 1 по 7 июля 2015 года пришли сдавать вступительные экзамены в приемную комиссию МФТИ. Минобразования настаивает на закрытии киевского филиала московского вуза. А заявления с просьбой вмешаться в ситуацию ведомство послало в образовательный комитет Верховной Рады и СБУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «КОНВОЙ»

В ответ на такой упрек НАНУ подготовила свое заявление-опровержение. Следует разъяснить, что киевский филиал Московского физико-технического института появился еще в конце 60-х годов прошлого века, в 1996 году был реорганизован в Физико-технический учебно-научный центр НАН Украины, при котором до сих пор функционирует Киевское отделение МФТИ. Собственно говоря, обучаются украинские студенты не в самой Москве, а в городе Долгопрудный Московской области. И только первые четыре года, а пятый и шестой курс обучение проходит на базовых кафедрах украинского Центра. Кроме того при ФТНУЦ НАНУ функционирует Украинская заочная физико-техническая школа, в которой учатся наши старшеклассники. Как отмечают в МОН, научно-методическое руководство этой школой осуществляет Москва. Это как «гуманитарный конвой», только в сфере образования.


С САЙТА MFTI.IN.UA

Если бы такое сотрудничество на время войны было прекращено, оправдываться никому бы не пришлось. А так в Академии сейчас убеждают, что ученые должны быть вне политики, закрывать киевское отделение московского вуза не будут из-за давнего сотрудничества, да и набор студентов уже состоялся. Правда, есть расхождение в цифрах, по данным МОН, в Россию поедет около 50 студентов, по данным академиков — только 16. А призыв министерства переориентироваться на другие страны для сотрудничества в НАНУ, говорят, услышали, над этим работают.

СТАРЫЕ СВЯЗИ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Однако старые связи с российскими учеными нельзя так просто взять и разорвать — это едва ли не основная мысль академического заявления. В подтверждение этого тезиса приводят пример, что «в мае прошлого года Национальная академия наук США избрала своим иностранным членом президента Российской академии наук академика В.Е. Фортова — во время, когда отношения между США и Российской Федерацией уже стали «санкционными»». Однако забыли добавить, что этот же ученый в прошлом году опубликовал в журнале «Мир науки» статью, в которой поддержал захват научного имущества в Крыму Российской Федерацией. А это имущество той же Национальной академии наук Украины.

Также Академия оправдывает себя, что учиться за границу едет много студентов и без российско-украинского филиала, а такое сотрудничество пошло на пользу украинской науке. В итоге — заявление МОН является «обидным и безответственным».

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?

Услышать личное мнение руководителей ФТНУЦ НАНУ нам не удалось, все телефоны, указанные на сайте, упрямо молчали. Ситуацию взялся комментировать сотрудник Президиума Академии Александр Бахунский. Начал с того, что «Минобразования облило Академию грязью в своем заявлении, потому вынуждены были оправдываться». Мы спросили, почему до сих пор продолжается сотрудничество с Россией, неужели оно насколько важно и почему не ищут альтернативных программ с другими государствами?

«Мы хотим, но мы просто говорим, что существует такое сотрудничество, МОН нас обвиняет в государственной измене, мы объясняем, что это — стандартное нормальное сотрудничество. Украинские студенты учатся за рубежом, и в России — тоже. Мы, наоборот, сопровождаем студентов, способствуем их возвращению в Украину, в завершающие годы они работают на базовых кафедрах в Украине. Мы просто привели свои аргументы. Кстати, есть еще информация, это уже я сам ее нашел, что есть такая организация «Россотрудничество», которая имеет филиалы в Киеве, Харькове, Одессе и Львове, и принимает заявления от украинских студентов для учебы в РФ за государственные средства России. Они и так и так будут выезжать», — объяснил Александр Бахунский.

НАУЧНЫЙ «БАДМИНТОН»

По мнению Бахунского, никакого конфликта между структурами нет, потому что их задача — не перебрасывать заявления, как мяч в бадминтоне, а создавать новые условия для подготовки ученых. Тут ничего не будешь отрицать, но если бы не гибли ребята на востоке, если бы страна не жила войной, то все бы стало на свои места. Однако отдавать агрессору своих интеллектуалов — не вписывается, прежде всего, в рамки морали.

«У нас нет «железного занавеса», чтобы студенты не могли выехать в Россию, — продолжил академик. — Я понимаю, что это связано с войной, но студенты все равно бы поехали. Вот в чем проблема». Дальше Александр Вадимович уточнил, что не владеет полностью информацией, но, вероятно, набора на 2016-2017 учебный год не будет, а сотрудничество с Россией сократилось существенно. Он спрогнозировал, что оно и дальше будет потихоньку свертываться. Но на вопрос, почему не порвали эти связи окончательно, зачем было проводить набор студентов на ближайший учебный год — ответа мы не услышали. Есть лишь понимание, что чисто формально война не объявлена.

ПОЧЕМУ С РОССИЕЙ ПРОЩЕ?

Досадно, что нет среди ученых солидарности и единодушия. Татьяна Гардашук, доктор философских наук, член Европейской группы по постоянному природопользованию (ESUG), не понимает, как сейчас ученые могут быть вне политики, как на этом настаивает НАНУ, когда наука поневоле стала частью политической игры. И финансируется за государственные средства.

«Это действительно какая-то гражданская инфантильность, нужно иметь более активную позицию. И должна быть серьезная переориентация на сотрудничество с Европой, должно быть участие в программе «Горизонт 2020». Но в чем здесь проблема, в Академии наук средний возраст ученых — свыше 60 лет, и есть нехватка опыта в таких грантовых программах, — рассуждает Татьяна Гардашук. — И языковой барьер многих пугает, потому проще пригласить на конференцию россиянина и назвать ее международной. Есть нехватка человеческих и материальных ресурсов в самой Академии, потому что налаживание коммуникаций и подготовка этих грантовых программ нуждается в значительных материалах. Поэтому выходит, что кое-кому с россиянами сотрудничать проще».

«СЕГОДНЯ ТАКАЯ ПОЗИЦИЯ НАН ВЫГЛЯДИТ ПО-ПРЕДАТЕЛЬСКИ»

Чем завершится пока что словесный конфликт между НАНУ и Минобразования? Максим Стриха, заместитель министра образования и науки Украины, заверил нас, что войны не будет. Зато будут аналогичные общие программы на базе украинских университетов или стран-партнеров. А вот лицензию на работу Физико-технического центра в министерстве продолжать не будут. Хотя и признают, что вся эта ситуация негативно повлияет на украинскую науку в целом.

«Конечно, на это найдутся правовые рычаги, люди понесут наказание, но очень грустно, когда мировое сообщество поддерживает нас, ограничивает всякие связи с Россией, а старые мудрецы с улицы Владимирской, 54, этого понять не могут и фактически действуют во вред науке, — отметил Максим Стриха. — Академия в который раз демонстрирует непонимание того, что происходит в Украине. Еще зимой я общался с господином Черепиным (руководителем Центра) и знакомил его с представителем польской академии в Украине, профессором Собчиком, чтобы ту же деятельность организовывать на базе ведущих варшавских институтов. К сожалению, ученые Национальной академии до сих пор настолько привязаны к Москве, что это переходит любые приличия. Но и вчера позиция НАН выглядела очень непатриотичной, когда школьников призывали учиться не на физическом факультете Киевского политехнического университета, а ехать в Москву. А сегодня такая позиция НАН выглядит по-предательски».

Существующий конфликт еще раз подталкивает ученых к дискуссии: Национальную академию наук нужно реформировать. Но есть зерно правды и в упреках министерства к тем студентам, кто отважился променять  сине-желтый стяг на триколор, подлив масла в конфликт. Неужели перспектива учиться в России, то есть за рубежом, настолько приглушает совесть?

P.S.  Здесь следует вспомнить о случае Сергея Глазьева — с 2009 года действительного иностранного члена НАН Украины по специальности «теория экономического развития». Того самого, который еще задолго до войны готовил почву для нее своими украинофобскими высказываниями. А когда на востоке началась война, Глазьев позволял себе публично говорить подобные вещи:  «Посмотрите динамику — если в декабре в Киеве были две тысячи нацистов, в феврале — 20 тысяч, в мае их уже 50 тысяч, вместе с военными в середине лета их будет сто тысяч, в сентябре их будет уже 200 тысяч, до конца года они поставят под ружье 500 тысяч человек... Мы получаем мощную военную машину, ориентированную против нас, нашпигованную нацистами, идеологически заряженными против России... Конечной целью этого действия является война с Россией. Мы не сможем, потеряв Донбасс, сохранять мир, поскольку следующая задекларированная цель — Крым».

Это он говорил в июне 2014 года. Если сегодня зайти на официальный сайт НАН Украины и проверить статус Глазьева, то... он до сих пор действительный член академии.  Эту тему — о необходимости исключения Глазьева из НАН Украины (а оснований более чем достаточно) «День» несколько раз подряд поднимал на своих страницах в прошлом году. Эта ситуация тогда вызвала бурную реакцию в соцсетях. Впрочем, в официальном ответе НАН Украины значилось следующее: «Согласно статье 19 Устава академии в персональный состав членов НАН входят действительные члены (академики), члены-корреспонденты и иностранные члены НАН Украины. Членов НАН Украины избирают пожизненно».

Просто хочется спросить у академиков НАН Украины: вам вообще как там живется с такой позицией? Кстати, ученые не подлежат мобилизации, поэтому эта война вполне может пройти мимо них. Хотя немало молодых ученых сегодня защищают государство в составе добровольческих батальонов, эти люди воюют с российским агрессором, в то время когда действительный член их родной НАН публично называет их нацистами.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ