Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ИНТЕЛЛИГЕНТ — ЭТО ЛИЧНОСТЬ,

А НЕ ДИПЛОМ ИЛИ ДОЛЖНОСТЬ
10 августа, 2001 - 00:00


Публикация письма киевлянина Юрия Стадниченко «Где вы, украинские интеллигенты?» («День» от 20.07.2001 г.) и предложение читателям высказать свой взгляд на роль интеллигенции в жизни украинского общества, в частности — в развитии украинского языка и культуры, вызвали значительный отклик, о чем свидетельствуют многочисленные письма, поступившие в редакцию. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию один из первых откликов, а продолжение полемики — в следующих выпусках «Почты «Дня».

В «Дне» №127 от 29 июля этого года былo напечатанo письмо господина Стадниченко «Где вы, украинские интеллигенты?», которoe вызвало у меня неоднозначное отношение к его мыслям и утверждениям. Поэтому газета сделала хорошее дело, предложив читателям изложить собственный взгляд на современную украинскую интеллигенцию и ее роль в обществе.

Интеллигенция всегда была носителем передовых идей, к ней прислушивались. Несмотря на то, что в советские времена ее практически истребили, заставили покинуть страну, отдельные представители все же выжили. Они между нами. К сожалению, их очень и очень мало, но они есть. Они резко выделяются среди основной массы. Я знакома с такими людьми и попробую на отдельных примерах, эпизодах рассказать о них и изложить свое видение этой проблемы.

Интеллигент — это, прежде всего, человек умный, с высокой внутренней культурой, самоуважением (а отсюда и уважение к другим людям, другим мыслям, другим взглядам на ту или иную проблему), с высоким уровнем ответственности за себя, за государство, с чувством меры абсолютно во всем (в словах, действиях), правдивый, порядочный, честный.

Мы за годы советской власти нивелировали понятие «интеллигент». Господствующими классами у нас были рабочие и крестьяне, а интеллигенция называлась трудовой и, к тому же, прослойкой. И кого у нас называли интеллигентами? Людей, которые имели высшее образование и работали в государственных учреждениях, в творческих заведениях и организациях. И за свою работу получали копейки. Кто не помнит презрительное: «Гнилой интеллигент, очкарик»?

Хорошо известна истина, что никакие дипломы и даже их количество не прибавляют человеку ума, интеллигентности. Все это только «бoмага», как говорил один из известных персонажей украинской литературы, и больше ничего.

А вот ум — это нечто совсем иное. Это — или чистая генетика, или приобретенное (при большом желании и соответствующей способности) в тяжелом труде над собой. Интеллигент — это личность, а не диплом о получении специальности, не должность, даже высшая.

Теперь относительно национальной идеи. Я — этническая украинка. Воспитана на национальной идеe, за которые половина моих родных «сидели» по 10-12 лет в тюрьмах и ссылках. Мой отец был священником. С детства я прошла через все надругательства, гонения и издевательства тогдашнего режима. Поэтому считаю, что имею полное право говорить о национальных идеях, ибо знаю, за что именно люди боролись и сравнить с тем, как их стремления воплотились в жизнь сегодня. Точно зная мысли, высказывания и жизнь моих родных, утверждаю, что и национальная идея, которая навязывается нам сейчас, совсем не национальная. Это скорее какая-то отдаленная формула той идеи, за которую страдали и проливали кровь десятки тысяч людей. Нам навязывается идея национализма в худшем понимании этого слова. На теперешних идеях нельзя воспитать не только настоящего украинского интеллигента, а даже просто порядочного человека. Разве внутренняя культура интеллигентного украинца позволит не уважать человека другой национальности, презирать других за то, что у них течет не украинская кровь?

Мой крестный, который отсидел в лагерях десять лет только за то, что была издана его книга стихотворений об Украине, называл такие идеи лицемерными, лживыми. И имел на то право. Он говорил: «Почему я должен с презрением относиться к еврею, русскому или кому-то другому? Ведь мы вместе вытерпели все тяготы советских исправительных лагерей. И над нами всеми издевался надзиратель-украинец. Мы его все вместе жалели. Почему? Ибо верил он в мертвые идеи, поэтому и сам казался нам мертвым».

Пронеся через пытки тюрем свою национальную идею: «Свободная, богатая Украина», не подтвержденную никакими дипломами, этот человек сохранил свою внутреннюю высокую культуру мыслей, помыслов, общения, высокое сознание своего назначения, честность, порядочность, внутреннюю воспитанность. Интеллигент в лучшем понимании этого слова.

А вот совсем другой пример — интеллигент нового поколения, воспитанного коммунистическим режимом. Мой знакомый имеет три диплома о высшем образовании (последний — Львовской консерватории), но назвать его интеллигентом язык не поворачивается. Случайно я была свидетелем его разговора с уборщицей, которая сделала ему замечание, чтобы не бросал окурки где попало, и в ответ услышала буквально такое: «Какая- то уборщица будет указывать мне... Да я имею три высших образования, а ты...»

Ну чем мой знакомый не интеллигент? Разговаривает на чистейшем украинском языке, имеет три высших образования, за «парту» его сажать не нужно. Стоит ли комментировать этот случай? Все как будто у него есть, а вот только интеллигентности в нем... Ну совсем никакой. И не будет никогда, пусть он еще пять дипломов имел бы. По моему глубокому убеждению, никакой диплом о высшем образовании не прибавляет человеку ни ума, ни порядочности, ни элементарного ощущения достоинства, если это в нем не заложено или от рождения, или не воспитано с детства.

А насильственный путь навязывания украинского языка и культуры приведет нас в тупик. Насилие породит сопротивление. Это закон жизни. И это можно назвать интеллигентностью? Ведь это из недалекого коммунистического прошлого: «Стройся! Шагом марш учить украинский язык!» Ну и интеллигенцию мы воспитаем за теми «партами».

Зачем далеко ходить. Посмотрите и послушайте наших законодателей, высших должностных лиц... В парламенте в последнее время совсем не звучит украинский язык. Хотя сами и принимали закон. Ни в одном парламенте мира никто не разговаривает на другом языке, кроме государственного. О правительстве и не говорю. А наши? Не желают или презирают? Последнее, наверное, справедливее. Но каждый из них считает себя элитой, интеллигентом. Ведь имеют звания, дипломы.

Можно ли назвать интеллигентом одну уж слишком «прогрессивную» госпожу — народного депутата? Позволит ли себе интеллигентный человек угрозы, агрессивный тон, нападки, рукоприкладство? Конечно же, нет. А она позволяет, несмотря на все свои высокие звания.

Так что я совсем не согласна с господином Стадниченко, что интеллигенцию можно сформировать.

Конечно, можно «культуризировать наше образование». Но если не принимать во внимание каждую личность отдельно, а всех массово гнать в украинскую культуру, ничего не выйдет. Мы уже это проходили. Нет, я не против обучения тех, кто этого желает, я не против, чтобы каждый человек получал соответствующее образование. Но нельзя выращивать интеллигентов, как картофель на огороде.

Есть у меня друг, Иван. Намного старший, но мы с ним все равно друзья. Живет он в селе. Был нашим соседом в одном из приходов, где служил мой отец. У Ивана нет дипломов, образование всего-навсего 7 классов, но он начитан и эрудирован. Он следит за периодикой, хотя сегодня это не так легко в селе, читает художественную литературу. Он мудрый и просто умный. А еще он — интеллигентный человек. Никого никогда не оскорбил, не сделал никому зла, в его лексике отсутствуют грубые слова. О ругани и речи нет. Этот человек светится добротой, лаской, любовью. К нему идут за советом или просто поговорить о житье-бытье. С ним приятно общаться, даже молча. Его глаза всегда излучают ум и внутреннее благородство. Так и детей воспитал. Они выучились, имеют дипломы, а во всем другом они похожи на отца. Вот вам и родословная интеллигенции, украинской, настоящей.

И еще, почему-то совсем мы потеряли такое понятие, как деликатность. Это неотъемлемая, а возможно, и самая главная черта интеллигентного человека. А вот ей, т.е. деликатности, научить нельзя. Она или есть, или ее нет. Ну, это как будто нежные звуки скрипки, флейты или арфы. И это все называется высокой духовностью.

Меня удивляет один факт в системе высшего образования. При вступлении на актерский факультет, в художественные, другие творческие вузы абитуриенты обязательно сдают экзамен по будущей специальности. И он является основным фактором для вступления. Не может быть музыкантом человек без слуха, художником, актером, — простите, без таланта... А вот в педагогические вузы как сдают экзамены? Написал сочинение или диктант — и все. Ты — студент. А сейчас еще проще — основным мерилом являются деньги. Заплатил — вступил. А способности, а интеллигентность?

Так кому же доверено воспитание детей в школах, в детсадах? Поверьте, что на 50 выпускников педагогических вузов в лучшем случае два-три действительно талантливых и интеллигентных педагога.

Так, может, начать отсюда, с вступления в педагогические вузы? И вот тогда, возможно, мы получим настоящую украинскую интеллигенцию, высокообразованную, элитную, с высоким чувством достоинства и своего назначения в государстве. На это уйдут годы.

А переучивать... Напрасное дело.

Анфия ПЕТРОВСКАЯ, руководитель пресс-службы Ассоциации предпринимателей «Відродження Хмельниччини», Хмельницкий
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ