Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Интересная Идея Александровна

Как молодой блогер доказывает, что просветительский блог на украинском может быть популярным
22 февраля, 2022 - 15:13

Ни для кого не секрет, что в топе украинского YouTube преимущественно, к сожалению, контент не на украинском языке, хотя, конечно, есть целый ряд интересных проектов с миллионными просмотрами, и их количество ежегодно увеличивается (кстати, не забудьте подписаться на YouTube «Дня»). В этом контексте особенно радует успех блогера Идеи Александровны, которая выпустила всего лишь 11 видео, но имеет почти 70 тысяч подписчиков и более миллиона просмотров. А еще – если обратить внимание на темы ее видео: «Дохристиянські традиції українських свят», «Українські діалекти: середньонаддніпрянський, бойківський, гуцульський… «Ять, ікавізм та редуковані, а також хрін, Азірів і подкаст», «Українські гаївки: хто такий Шум і звідки він узявся?» – то становится понятно, что это не развлекаловка, а настоящее просвещение (которую, кстати, некоторые педагоги используют во время занятий). За которой и большой труд, и талант сделать сложное интересным и легким. Вот об этом мы и поговорили с Идеей Александровной (настоящее имя Анна-Мария), которая в шутку говорит, что главной в ее видео на самом деле является кошка Мальва, без которой не обходится ни один выпуск. Сейчас блогер пишет бакалаврскую дипломную работу, изучает филологию в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». С обучения и начали:

«ФИЛОЛОГ В ЧЕТВЕРТОМ ПОКОЛЕНИИ»

– Почему вы решили учиться на филологии?

– Я очень люблю на этот вопрос отвечать такой фразой, что я филолог в четвертом поколении. То есть это, так сказать, семейное клеймо. Я пыталась пойти в разные места: поступать на японскую филологию, на театральный, но судьба все равно привела меня на украинскую филологию. Это, скорее, было такое решение: ну хоть куда-то поступи, а там посмотрим. И я не ожидала, что мне это так понравится. Сейчас я на четвёртом курсе, пишу диплом.

– У меня также высшее филологическое образование, которое получала в начале 2000-х, и тогда еще очень ощущалась нехватка учебников, современной литературы именно для студентов, особенно это касалось и истории языка, и диалектологии. Сейчас понимаю, какие усилия пришлось прилагать нашим преподавателям, чтобы прочитать нам содержательные и интересные лекции (это был тогда Кировоградский, а ныне Центральноукраинский университет имени Винниченко). Как вы себя чувствуете в Могилянке?

– На самом деле это было очень сложно, и мне как минимум, потому что я не нашла какой-либо ментальной связи с преподавательницей истории языка. А когда мы изучали диалектологию, прямо посреди курса начался карантин, и с занятиями возникла проблема, но интерес остался. С диалектологией у меня все было прекрасно, если бы не этот карантин. Потому что так достаточно большая часть занятий у нас просто пропала, никто не знал, как оно, что делать и все такое, но то, что мы успели пройти в таком бешеном темпе, было очень интересно.

Почему вы решили создать свой ютуб-канал? Почему решили повернуть его в сторону языкознания?

- Я до сих пор имею планы снимать и о языке, и о литературе, стараюсь немного погружаться и в культурологию, в частности – фольклор. У меня было видео о дохристианских праздниках, эту тему тоже планирую развивать. Просто так получилось, что тема диалектов неожиданно стала очень популярной. Я поняла, что не могу это откладывать на будущее. Это может принести мне какой-то успех уже сейчас, и это прямая возможность получить какой-то фидбек от аудитории, распространить свою работу.

«ПОПРОБОВАЛА – И МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ»

– Почему для вас важно быть блогером?

– Это было очень спонтанно, но я помню, что поймала себя на мысли: в смысле? Почему-то никто не снимает хорошие видео. Почему большинство того, что я вижу на украинском, это какой-то трэш-контент, простите? Мне это не нравится, можно же снимать что-то интересное, почему бы мне не попробовать? Я попробовала – и мне понравилось, как это происходит. Конечно, с паузами, с некоторыми выгораниями, но я прошла этот путь примерно за год – от тысячи подписчиков до многих тысяч. И я поняла: да, это людям нужно, останавливаться здесь точно нельзя.

Ваша сильная черта, как мне кажется, – отсутствие превосходства, «учительства» в плохом смысле, в рассказах. Это сознательный выбор, почему вы его сделали?

– Меня всегда невероятно бесило, когда кто-то мне пытается объяснить все то, что я уже знаю. Я понимаю, что люди, которым я это рассказываю, может быть, это тоже знают. Они это замечают в своей речи, у кого-то есть профильное образование. Поэтому если я буду всех поучать и делать на этом акцент: ой, как да, вы тупые, вы не знаете, как вы можете вообще не интересоваться этим?! – это никому не понравится. Я поступаю так, как было бы приятно смотреть мне. Я же и преподаю немного (как репетитор) и вижу, как это работает вживую на учениках. Это хороший способ донести информацию.

«МЕНЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СМОТРЯТ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ОРИЕНТИРОВОЧНО 30-45 ЛЕТ»

– Ваши исследования, посвященные диалектам украинского языка, привлекли большое внимание ютуб-аудитории. Я тоже хотела бы, чтобы мне они попались во время учебы в университете, потому что словарь Дзендзелевского – это чисто академическая вещь, но вы тогда, наверное, только родились. Сделать эту информацию действительно научно выверенной и одновременно интересной – большой кусок работы. Кто вам в этом помогает?

– С интересом никогда проблем не было, потому что я понимаю, что за счет какой-то харизмы, хорошей подачи, интересных примеров, возможно, люди все равно это будут смотреть во что бы то ни стало. И мне часто пишут наподобие: «Я весь выпуск смотрел на харизматичную ведущую, а о чем был этот выпуск?» Больше всего проблем возникает именно с научной стороной, мне с этим помогает моя мама, она тоже филолог по образованию, поэтому нам в этом плане просто. Но у нас разные уровни понимания этого дела, поэтому иногда возникают довольно интересные моменты. Я стараюсь быть прямо супер научно точной, а мама больше за то, чтобы подавать информацию более популярно, упрощать. Потому порой проскакивают некоторые вещи. После всех выпусков мне писали: «Ой, как так, вы пропустили вот это или же назвали то этим». И я такая: «Черт, как я могла это упустить?!»

Моя кошка не очень довольна главной ролью, но вкусные консервы перекрывают все недостатки этой «звездной работы». Я понимаю, что все смотрят мой канал только ради Мальвы, не ради меня (улыбается).

– По вашим ощущениям, кто ваша аудитория?

– Конечно, я могу сказать, что я вижу статистику ютуба на этот счет, но это действительно интересный вопрос. Ведь статистика мне показывает, что меня в большинстве смотрят женщины и мужчины ориентировочно 30-45 лет. Но вместе с тем это затрагивает молодежь. Все мое окружение случайно откуда-то узнало, что я делаю. При том, что я не люблю рассказывать: поставьте лайк. Знают только самые близкие люди, с которыми я постоянно советуюсь, что как сделать и как будет лучше. И окружение в том числе и русскоязычное, что интересно. Я часто получаю комплименты именно от знакомых, от которых не ожидала, что они это оценят. Человек всю жизнь со мной говорил по-русски, я понимаю, что он находится совсем в другом инфопространстве, и тут он: «Вау! Твои видосы об украинских диалектах так круты, продолжай это делать дальше!» Я такая: «Вау! Это было неожиданно».

«ОШИБКА МОЖЕТ МЕНЯ ОЧЕНЬ ВЫБИВАТЬ ИЗ КОЛЕИ»

– Что вам дает обратную связь с аудиторией? Ведь зрители очень активно комментируют ваши выпуски. Что вы из этого берете, кроме эмоций?

– Я еще где-то примерно две недели после выхода видео «питаюсь» положительной энергией из комментариев. Это дает мне силы что-то делать дальше. Самыми ценными, конечно, но в то же время самыми болезненными комментариями для меня являются комментарии знатоков – филологов, возможно, или просто заинтересованных в этой теме, что-то дополняющих или нашедших где-то ошибку. И эта ошибка может меня выбивать из колеи. Один такой комментарий может перебить тысячу непрофессиональных комментариев с похвалой. Но на самом деле там пишут довольно много интересной информации, и я также использую комментарии из ютуба для своей дипломной работы, потому что провожу социолингвистическое исследование.

– Что вас интересует – в соцсетях, в том же ютубе? Какие темы, какие книги?

– Все очень сложно, особенно по поводу книг, потому что я за последние 4 года прочла для себя буквально книги три, может, немного больше. На каникулах – зимних, летних. Это было очень грустно. И это какая-то довольно легкая и приятная проза по сравнению с тем, что мы изучаем. Это Терри Пратчетт, который приносит мне очень много позитива в прекрасном украинском переводе. В ютубе я больше предпочитаю всевозможные науч-попы – просто люблю что-то включить как фон и что-то делать по дому, а потом с радостью осознавать: ого, я после стольких видео теперь разбираюсь в этой теме и могу на нее дискутировать.

– Как вы видите развитие своего блога дальше? Может быть, это будет ваше основное занятие?

– Я так и думаю, что это может стать моим основным занятием. Потому что это, во-первых, при регулярном производстве контента может приносить хороший доход, на который можно жить и воплощать какие-то другие интересные проекты. Я планирую «отпочковать» какой-нибудь менее серьезный канал для всевозможных штук, которые будет просто приятно смотреть для души, а не только для мозга. Но это довольно далекие планы.

 

Ольга ХАРЧЕНКО, «День», фото из архива Идеи Александровны
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ