Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Интернет вытесняет классическое образование

3 июня, 2005 - 20:12

Cто лет назад средним уровнем образования считалось лишь общее начальное. А сегодня любой человек, который способен мыслить абстрактными категориями (а таких людей — больше 85%), может получить полное среднее образование. Овладевать же премудростями высшего базового уровня готова половина населения, на полное высшее потянет каждый четвертый, а докторские программы можно предлагать лишь одному-двум из ста жителей страны. Такие выводы сделал в своем исследовании «Трансформация высшего образования в ХХI столетии» известный польский ученый, политик и бизнесмен Кшиштоф Павловский. С обсуждения его работы и была начата дискуссия «Бизнес и образование: успех в партнерстве», организованная Консорциумом по совершенствованию менеджмент-образования в Украине. Кстати, свои выводы господин Павловский делает на основе данных о естественном распределении талантов, а также сведений относительно мотиваций и способностей учиться, собранных у нескольких поколении абитуриентов.

Он пишет о том, что для традиционных классических вузов настали тревожные времена даже в благополучных европейских странах, и анализирует те явления, которые влияют на снижение конкурентоспособности классических университетов. Одно из них — это появление все большего числа частных вузов, которые не тратят деньги на подготовку собственных кадров, а перекупают лучших в государственных вузах. Уменьшает привлекательность классических университетов и широко распространенные ныне онлайновые программы обучения. Они стоят дешевле и дают возможность учиться на расстоянии в удобное для студента время. Кстати, специалисты утверждают, что если эти программы составлены профессионально, то качество образования не страдает, а контакт студента с преподавателем при помощи электронной почты может оказаться еще более тесным, чем это происходит при обучении в классической форме. Количество студентов растет во всем мире, а складывающиеся веками отношения «мастер—преподаватель и студент—ученик» исчезают. Студентов на одного преподавателя становится слишком много, так что говорить о наставничестве нереально, оно пока еще может сохраняться лишь на уровне аспирантуры. На сегодня индивидуальную систему наставников сохранил только Кембридж.

Кроме того, в учебных планах вузов появилась тенденция увеличивать процент изучаемого материала на выбор. И это несет в себе определенную опасность. Тут возможно переложение ответственности за будущее целиком на студента, а социальными последствиями могут оказаться безработица, несоответствие способностей работника рыночным условиям, излишняя квалификация....

Те, кто сегодня определяет размеры государственного финансирования высшего образования, обижаются, что эти средства используются неэффективно. Те, кто получает их, — жалуются на мизерные их размеры. Основное отличие финансирования высшего образования в Штатах от финансирования его в Европе заключается в частях частных фондов. В Европе это 0,2%, а в США — 1,2%, то есть в шесть раз больше. В целом в мире на образование ежегодно выделяется 27 миллиардов долларов. Из них 12 миллионов перетекает в карман Соединенных Штатов как плата за обучение иностранных студентов. Фундаментальная идея доктрины европейского высшего образования означает бесплатность обучения. Такой подход исследователь считает ошибочным. Он убежден, что льгот на получение образования должно быть меньше только для одаренных. Американская система образования работает на отбор самых талантливых. Для этого известные университеты имеют большие стипендиальные фонды, что создает возможности для обучения лучших даже из малообеспеченных семей и даже для иностранцев. Руководство ЕС взволновано тем, что 40% тех, кто начал учиться, так и не получили высшего образования, ведь что легко дается, как правило, не очень ценится.

В ближайшие годы прогнозируется усиление борьбы за новых абитуриентов, так как количество молодых людей не только в Украине, но и в Европе в целом будет уменьшаться. Лидеры мирового уровня среди высших учебных заведений, чтобы не потерять преимущества, стали отходить от слишком специализированных программ. Они стараются расширять знания студентов в разных областях, формируют навыки использования информации, а также влияют на становление характера воспитанника. Те, кто будет учиться по таким программам, смогут эффективно себя реализовывать в мире, который постоянно меняется. Практика показывает, что о жизнеспособности принятых в образовании решений можно судить не ранее, чем лет через десять. Исходя из этого, исследователь утверждает, что для достижения мирового уровня (а именно «догнать и перегнать» качество высшего американского образования) Европе потребуется не менее 25 лет. И это при условии, что будут вкладываться очень большие деньги в эту сферу.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ