Никогда не видела, чтобы кого-то добровольно носили на руках милиционеры. А колясочника Грибальского — носят! И все-таки, когда он подъезжает на своей машине к областному совету и самостоятельно пересаживается на коляску, преодолеть несколько ступенек до лифта он не может, и тогда-то милиция его доставляет прямо в лифт.
В последнее время Грибальскому приходилось частенько преодолевать различные ступени, не только как руководителю ресурсного центра независимой жизни (а именно как защитника прав инвалидов его знают на Львовщине), но и как исполняющему обязанности директора мастерской по ремонту инвалидных колясок. Вот уже более года тому назад усилиями четырех инвалидов и при содействии голландцев было создано такое предприятие.
Началось все с того, что несколько лет люди с особенными потребностями приезжали к Ярославу Грибальскому и его товарищам в гости — обсуждали общие проблемы, делились опытом, отдыхали. И решили помочь. Содействовали в получении гранта, выделенного совместно Международным движением «Моральное перевооружение», Ротари-клубом города Реувийк и министерством иностранных дел королевства Нидерланды. Для организации мастерской было приобретено специальное оборудование, обучены в Голландии люди и год оказывалась материальная поддержка. Многие во Львове уже знали, что именно здесь, в небольшом помещении при ПТУ №33, можно быстро отремонтировать коляску. Причем бесплатно, потому что был заключен договор между мастерской и «Укрпротезом», который, собственно, и оплачивал все расходы по ремонту. Ребята даже приезжали на своих стареньких, ручного управления «Запорожцах» домой к инвалидам за колясками. Потом, естественно, обратным порядком возвращали отремонтированное изделие.
Но когда год прошел и голландская поддержка иссякла, стало ясно, что жизнь предпринимателя в нашей стране не так проста. Особенно для инвалидов, которые вначале и значения не придали, что в органах статистики им присвоили код на вид деятельности как… мастерской по ремонту автомобилей и других средств передвижения. То есть требования выдвинули соответствующие: только на арендную плату нужно было зимой вместе с отоплением изыскивать по две тысячи гривен, что выполнять, конечно, инвалиды не могли… Однако нужно было как-то выпутываться из ситуации, и Грибальский стал приглашать различные комиссии — вот, дескать, гляньте, иномарки мы ремонтировать не в состоянии. Негде, да и собственная коляска не позволяет.
Трудно вообще представить, что четыре колясочника могли замахнуться на такое. Ведь им нужно было каждый раз сдавать отчетность, а в наши бюрократические учреждения попасть им было почти нереально. Вот и сидели около дверей и кого-нибудь просили из сердобольных, чтобы те отнесли в кабинет документы. Люди соглашались. Так им и код присвоили, без личного участия. Впрочем, чиновников тоже можно понять — не было в нашей стране еще такого прецедента, как нет специального кода для ремонта инвалидных колясок усилиями самих инвалидов.
В поисках выхода время бежало быстро, и накопилось… 25 тысяч долга государству. Счет был арестован. Честно говоря, этой мужественной четверке вроде бы хотели помочь, говорили: сделайте такую справку и такую, и еще такую… Но где можно было взять справку, что иномарок не ремонтировали?
И тогда Грибальский решил обратиться в управление экономики Львовской облгосадминистрации, — куда уж выше?! Там, на удивление, отреагировали сразу же, и через пару дней мастерской был присвоен код, приравненный к мастерской по ремонту велосипедов. Счастливый Грибальский потрясал давеча бумажкой. Теперь ему предстоит еще пройти по одному кругу ада и найти деньги или еще какой-нибудь выход, чтоб аннулировать долг. Не знаю, удастся ли ему это и не закроется ли единственная в мире подобная мастерская.