Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ИНВЕСТ-СЕЗОН

30 мая, 2003 - 00:00

Высокий сезон, бархатный сезон, не-сезон. Это термины из прайс-листов крымских здравниц и пансионатов. Они означают периоды года, в течение которых, в зависимости от традиционной динамики спроса на крымские море, воздух, пейзажи и сервис, устанавливаются цены. Цены высокие, бархатные и не цены. Накануне сезона отпусков мэрия неофициальной столицы ЮБК — Ялты, с энтузиазмом поддержанная директорами городских здравниц и гостиниц, организовала тур киевских журналистов в свой город. Местная власть и курортный бизнес представили свои аргументы в пользу того, почему украинцы и не только должны легко и с удовольствием инвестировать свои отпускные в экономику города. Эти аргументы могут кого-то убедить, а кого-то — нет. Но для тех, кто несколько лет не был в Ялте, очевидно: город меняется к лучшему, пусть и не так быстро, как хотелось бы, избавляясь от зон советского сервиса и постперестроечного разгула частной инициативы. Собственно, главных направлений усилий патриотически настроенных ялтинцев три: формирование благоприятной бизнес-среды и привлечение инвестиций, модернизация городской инфраструктуры, формирование конкурентного мышления горожан, задействованных в курортном бизнесе. Среди городских чиновников и менеджмента курортной сферы уже есть «критическая масса» людей, понимающих, что времена, когда миллионы граждан огромной страны безальтернативно мечтали достать путевку на ЮБК, ушли, и за клиента надо бороться. Теперь осталось нести это понимание «в народ».

БИЗНЕС-СРЕДА

На данный момент Ялта располагает несколькими пансионатами и гостиницами, подтверждающими, что: сервис европейского уровня в Крыму возможен на деле; инвестиции в курортную сферу Украины могут быть, и могут быть перспективными; успех предприятия зависит не от жалоб на сложную судьбу предпринимательства в стране, а от компетентности персонала. Рецептов модернизации курортной сферы, в общем, всего два — либо частные инвестиции, либо серьезный хозяин от государства плюс руководство, умеющее поддерживать госсобственность в надлежащем состоянии. В последнем случае в качестве примера можно привести пансионат «Глициния» — бывший государственный дачный комплекс (которым пользовались советские генсеки, начиная с Хрущова). Едва не придя в запустение в памятные времена кризисного периода и первоначального накопления капитала, этот уникальный парковый и архитектурный комплекс попал в заботливые руки Государственной налоговой администрации, его имущество было сохранено и приумножено. Теперь пансионат принимает не только сотрудников своего ведомства, но и налогоплательщиков.

Что касается частных структур, в которых присутствует как украинский, так и зарубежный капитал, то в нише пансионатов работают комплексы «Времена года», «Левант»; гостиниц — известная «Ореанда» и «Бристоль». Все эти предприятия имеют свои изюминки и плюсы, однако их общей чертой является ориентация либо на VIP-клиентов, либо на граждан с уровнем доходов выше среднего (Госкомстат здесь не при чем). В сегменте рынка, рассчитанном на этот круг потребителей, в Ялте уже есть признаки «высокого сезона» — конкуренции за клиента. Во всяком случае, есть ощущение, что заплаченные деньги являются достаточным основанием для получения качественных услуг. Хотя до настоящей конкуренции, по словам директора одного из пансионатов, Крыму еще очень далеко — это славное для гостей полуострова время наступит, когда появятся сотни курортных объектов европейского уровня.

Приятно удивил тот факт, что все представители ялтинского бизнес-сообщества отрицают наличие такой проблемы, как коррупция власти. Правда, один из предпринимателей высказал более реалистичную оценку неактуальности этой проблемы: в Крыму заканчивается второй, завязанный на власть этап передела собственности, и одновременно представители бизнеса пришли во власть. Это дает надежду относительно устойчивого спроса на стабильные и здравые правила игры, на то, что от предпринимателей и инвесторов ничего, кроме создания новых рабочих мест и платежей в бюджет, требовать не будут.

А главной головной болью большинство менеджеров успешных гостиниц и пансионатов называют кадровый голод. И это при том, что для Ялты характерна сезонная занятость, средняя зарплата в 2002 году составила 392 грн. Персонал, имеющий длительный опыт работы в советской «сфере обслуживания», с трудом поддается адаптации к потребителю, бывавшему не только в Крыму. Стажировки в ближнем и дальнем зарубежье, тренинги на месте с привлечением зарубежных специалистов — все это дает, пусть и не быстрый, но результат.

В целом же руководство города производит впечатление большой заинтересованности в инвестициях. Большая Ялта (город плюс прилегающие поселки) имеет государственный статус территории приоритетного развития, предусматривающий льготные таможенный и налоговый режимы. На данный момент в Ялту вложено $80 млн. инвестиций, задекларировано к вложению, по данным начальника управления экономики ялтинского горисполкома Владимира Коваля, $250 млн. Структура инвестиций такова: 60% денег — из стран СНГ и Балтии, 20% — Швейцарии, 10% — США, Великобритании, Германии и других стран. Для небольшого города, казалось бы, немало по украинским меркам.

Однако цель ялтинцев, заявленная мэром города Сергеем Брайко, — привлечение 6 миллионов туристов в год. Для создания инфраструктуры, способной обеспечить приличный сервис для такого количества отдыхающих, городу требуется $2,5 млрд. инвестиций. По другой оценке, высказанной директором комплекса «Времена года» Вячеславом Пищенковым, создание «одного места» для отдыхающего с полным сервисом требует затрат порядка $10—20 тыс.

Что касается теплого отношения к инвесторам, то, как заявил Сергей Брайко, прохождение цепочки «принятие инвестпредложения — победа в тендере — начало реализации проекта» занимает 2—3 месяца. В то же время, как рассказали журналистам в построенном на российские деньги пансионате «Левант», желание инвесторов было закреплено в пакете из 106 разрешительных документов. Впрочем, Сергей Брайко на пресс- конференции пообещал всемерную поддержку городской власти инвесторам, вошедшим в контакт с бюрократией.

ГОРОД

Инвесторы не пойдут в город с архаичной инфраструктурой. Это прекрасно понимает как местная власть, так и местные предприниматели — в этом вопросе у них, похоже, бархатный сезон. Последние признавали в беседах с журналистами, что можно создать рай для отдыхающих в одном отдельно взятом пансионате, сформировать профессиональный персонал от горничной до директора, но если турист, выйдя «за ворота», попадает в пространство неприбранных улиц, пробок на дорогах, «шанхайской» (используя местный сленг) торговли, у него может и не закрепиться желание отдыхать здесь постоянно. Мэр Сергей Брайко начал с в общем- то простых вещей — с организации нормальной уборки городских улиц и, пожалуй, главного своего «политпроекта» — реконструкции Набережной. Ее «упаковка» в гранит, замена коммуникаций, освещения, ремонт фасадов, наведение порядка в торговле обойдутся в сумму до 35 млн. грн. Многие в городе, отмечая непопулистский характер этой акции, признают ее необходимость — Ялте нужна «визитка» в виде главной улицы города в пристойном виде. Киевлян, вкус которых закален строительным бумом в столице, может приятно впечатлить продуманность работ (первая очередь заканчивается к началу сезона, остальное — только после отъезда основных потоков туристов) и аккуратное отношение к исторически сложившемуся виду Набережной. Планов типа возведения на главной улице монументов Независимости, монументов Крымской автономии, к счастью, пока нет. Единственным памятником на Набережной остается Ленин в окружении пальм, он словно дружелюбно поглядывает в сторону Турции — одного из главных конкурентов крымских курортов.

Основной претензией местной власти Ялты к центру является упрек в непонимании специфики курортного города. Бюджетные нормативы для Ялты рассчитываются Минфином Украины как для обычного небольшого города, тогда как летом население 154-тысячной Большой Ялты увеличивается, по разным оценкам, в 10—12 раз. Соответственно, городские коммунальные службы, транспорт, здравоохранение работают на износ. Этот вопрос только поставлен ялтинцами и еще, возможно, потребует законодательного решения. По мнению Сергея Брайко, таким решением должна стать специальная методика расчета бюджетных нормативов для курортных городов. Пока это решение будет (или не будет) приниматься, ялтинцы предлагают выделить на свои неотложные нужды (ремонт очистных сооружений, строительство второй нитки водопровода, мусороперерабатывающего завода и пр.) прямую бюджетную субвенцию. Однако «вести диалог с Минфином сложно», сказал ялтинский мэр. В общем, пока с Минфином — «не-сезон».

Анализируя потребности города в деньгах, напрашивался наивный вопрос: почему бы не продать десятка два гектаров земли на побережье? Как рассказал директор одного из пансионатов, цена сотки земли на ЮБК может достигать $100 тысяч. Тогда не надо было бы просить ни в Симферополе, ни в Киеве деньги ни на реконструкцию дорог и коммуникаций, ни на обустройство единственной на ЮБК свалки в районе Гаспры... В управлении земельных ресурсов Ялтинского горисполкома пояснили, что инвесторы не спешат выкупать землю. И дело не в том, что боятся потерять купленное. Они просто считают нынешние цены ажиотажными и предпочитают долгосрочную аренду. Рынка земли с прозрачным и поддающимся логике ценообразованием в Крыму (как, впрочем, и в Украине) нет. Возможно, в создании такого рынка и кроется один из секретов инвестиционной привлекательности не только Ялты.

А так — у ялтинцев есть многое. Вид с Ай-Петри на их город; море, горы; Никитский ботанический сад, сотрудники которого, получая из бюджета деньги только на зарплату и умудряясь зарабатывать на продаже саженцев, семян, варенья и компотов из экзотических плодов, не забывают о науке и могут устроить вам интереснейшую экскурсию; Ливадийский дворец, где вам расскажут не только о семье Романовых, но и о Ялтинской конференции, сигарах Черчилля и стиле Рузвельта, расскажут, где какая делегация любит сидеть во время саммитов СНГ и о том, как переживали сотрудники музея, когда здесь снимал свой очередной шедевр Джеки Чан...

Олег ИВАНЦОВ, «День» Ялта—Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ