Международный монреальский кинофестиваль — один из немногих (наравне с Каннами, Берлином, Венецией) категории А. Он проходит уже 24 года. В эти дни весь Монреаль собирается в кинотеатрах.
Какие новые (а может, и возвращение старых) тенденции в кино можно обнаружить глядя на фестивальный экран? Конкурсная программа включала 25 картин, а была еще внеконкурсная (киносливки), фокус на кинематографе определенной страны (в этом году на Италии), кинематограф Латинской Америки, кинематограф завтрашнего дня, Канадская панорама, фильмы для телевидения и мировой кинематограф: отображение нашего времени.
Приз Америк (главную награду) разделили два фильма — «Вкус других» Агнес Жауи, Франция, открывший фестиваль, и «Невинность» Поля Кокса, Австралия. «Вкус других» поставлен в ироническом ключе. История о том, как директор предприятия встречает актрису, у которой подруга — официантка, которая встречает телохранителя, который работает вместе с шофером, который возит декораторшу, которая является женой начальника предприятия, который хотел бы дружить с артистами, которые... Короче, случайно ничего не бывает.
«Вкус других» — режиссерский дебют актрисы и сценаристки Агнес Жауи — идет во французских кинотеатрах с весны. Его успех превзошел все ожидания. Официальный сайт фильма в Интернете посетило более 3,5 миллиона человек. Сценарий к фильму Агнес написала с Пьером Бакри, с которым они не расстаются ни на сцене, ни в жизни. Алжирец Бакри, фигура тоже достаточно известная во французском кинематографе 80-х и 90-х. Он играл с Катрин Денев в «Вандомской площади». А его роль в фильме Люка Бессона «Подземка» стала культовой.
Эмоционально насыщен фильм австралийского режиссера Пола Кокса. Это история музыканта-пенсионера, который выясняет, что его первая любовь — Клара (которую он любил ни много ни мало 50 лет назад) — живет с ним в одном городе. Они встречаются и понимают, что полувековая разлука не внесла никаких изменений в их обоюдное чувство. Два пожилых человека ощутили себя вновь молодыми любовниками и решили не терять времени.
Средний режиссер мог бы создать симпатичный трогательный фильм про пару, на голову которой обрушиваются угрызения совести (как-никак, Клара замужем) и всяческие другие препятствия, по пятам Клары крадется ее обезумевший от ревности супруг и т. д. Кокс же сделал лирический и романтический фильм без намеков на мелодраматичность мыльных опер. Он показал в своей картине, что любовь (и заметьте, не платонические воздыхания, а сексуальные отношения) так же естественна у людей как в 20, так и в 70 лет, что жизнь с возрастом не замирает. И наверное, именно такой оптимистичный и вместе с тем заставляющий задуматься о многих философских вещах подход к жизни и побудил жюри наградить главным призом именно эту картину. Публика согласилась с мнением жюри, что бывает далеко нечасто. Кроме Приза Америк «Невинность» получила и приз публики.
Специальный приз жюри получила иранская лента «Запахом камфары, ароматом жасмина» Бахмана Фарманара. Иранский кинематограф — завсегдатай Монреальского кинофестиваля. Его фильмы из года в год пользуются успехом и у широкой публики, и у жюри. Иранские режиссеры не уезжают без наград. Безусловно, североамериканцев притягивает этот абсолютно другой подход к жизни и, соответственно, кинематографу. Каждый фильм очень философичен. Чтобы передать зрителю идею или мысль картины, иранскому кино не нужны ни закрученные сюжеты, ни дорогие костюмы и массовки, ни спецэффекты. Одним словом, не нужно ничего того, на чем стоит кино американское. Все просто до предела. Это очарование философской простоты и другого мира притягивает зрителя.
«Запахом камфары, ароматом жасмина» Бахман Фарманара отметил свое возвращение к режиссуре после 20-летней паузы. Он рассказывает о режиссере, которому цензура не разрешает снимать фильмы в Иране на протяжении двух десятилетий. Он в депрессии. К тому же умирают один за другим его жена и близкие друзья, что заставляет Фарьями задуматься о конце своей карьеры, если не жизни. А ведь ему только 55 лет. В абсолютнейшем отчаянии он решает снять фильм о собственных похоронах.
В своем интервью Бахман Фарманара заметил, что эта картина могла появиться на свет только благодаря либеральной политической атмосфере страны последних лет. Он же постарался отобразить в своем фильме тенденции современного иранского общества.
Приз за лучший сценарий улетел в Италию вместе со сценаристами Пупи Авати (который, к тому же, и режиссер) и Антонио Авати и картиной «Танцы в летнюю полночь». Вот где итальянцы просят философию уйти с первого плана. Да и о какой философии может идти речь, когда показаны молодые люди, пытающиеся найти во время ежегодного бала спутников своей жизни.
Заканчивается эта история довольно жизненно — как всегда, когда человек возлагает на что-то большие надежды и не получает этого. Немного грустно. Но совсем чуть-чуть.
Итальянские фильмы, показанные на фестивале, вообще отличались оптимизмом. Французы показались менее эмоциональными. Мика, героиня фильма Клода Шаброля «Спасибо за шоколад», полюбила мужа лучшей подруги. И что делает эта милейшая дама, которую сыграла Изабель Юпер? Она подсыпает в коньяк подруге снотворное. Та по дороге засыпает и разбивается. А Мика спокойно выходит замуж за любимого, становится чуть ли не лучшей подругой его сына и чтит светлую память его первой жены. Почему шоколад? Очень просто — Мика владеет большим производством шоколада, еще она его любит сама варить и подливать в него всякие лекарства и яды... Фильм, поставленный по роману Шарлотты Армстронг, сделан без лишних эмоций. Никакого итальянского темпераментного выяснения отношений. Когда муж, из-за которого все неприятности и происходят, узнает, что Мика убила его первую жену, он, конечно, поражен. И тем не менее он ее просто спокойно спрашивает — дорогая, почему ты это сделала? А она ему отвечает так же спокойно (на глазах появляются слезы, но не более) — знаешь, мне так захотелось... И все! Ни скандала, ни развода. Вопрос — ответ.
Когда у мэтра французского кинематографа спросили на пресс-конференции — а что же будет дальше, злодейка ведь раскрыта? — он ответил: продолжать варить шоколад. Философ.
Изабель Юпер появилась на фестивале еще в двух картинах — «Дочери Короля» Патриции Мази и «Сентиментальные судьбы» (Les destinйes sentimentales) Оливье Ассаяса. Но приз за лучшую женскую роль она получила именно за фильм Шаброля, разделив его с китаянкой Гонг Ли за ее роль в фильме «Разбитая тишина» Сана Жу.
Награду за лучшую мужскую роль увез в Соединенные Штаты Марк Руффало за роль в фильме Кеннета Лонергана «Можешь рассчитывать на меня».
Приз за лучшую режиссуру получил чилиец Сильвио Калоцци за фильм «Коронация». Калоцци уже неоднократно награждался за свои картины в Венеции, Монтевидео и т.д., а в 1990 году был номинирован на «Оскар». Несмотря на отсутствие денег на кинематограф в чилийском бюджете, в этом году было поставлено 16 картин, что является почти рекордным числом. «Государство, — поделился с журналистами С. Калоцци, — пытается всеми возможными силами помочь развитию культуры и образованию. На этих двух пунктах поставлено ударение». Может и нам стоит взять этот опыт на вооружение.
На фестивале особо был отмечен вклад в кинематограф Франческо Рози (прошла ретроспектива его картин 60-х годов, которые пользовались большим успехом у зрителей), Кането Шиндо, Ома Пури, Гонг Ли, Дэйзм Гранадос, Адольфо Йорадо и Волкера Шльондерфа.
После торжественного вручения призов гости, спешившие из кинотеатра на прием по случаю закрытия, непроизвольно остановились на полпути к бальному залу отеля Виндам, где их уже ждали накрытые столы и налитые бокалы. На сцене, посреди площади Искусств, стоял Эмир Кустурица собственной персоной. С сигарой и электрогитарой. Экстравагантный, как и его картины. Югославский режиссер и музыкант привез на фестиваль не фильм, а оркестр — «The No-Smoking Band». Для разнообразия. И играл для монреальской публики целых 75 минут музыкальные темы из своих фильмов...