Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирина СОЛОВЕЙ: «Культура содержит животворный импульс для возрождения сельских общин»

31 октября, 2012 - 11:55
«УКОРЕНЕННЫЕ»: ПО СЛОВАМ ЛЕОНИДА КАНТЕРА И ДИАНЫ КАРПЕНКО, ТРУДНОСТЕЙ НА ХУТОРЕ ХВАТАЕТ, НО «ВСЕ ОНИ — В РАДОСТЬ», ВЕДЬ ТАКАЯ ЖИЗНЬ ДАЕТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ. НА ФОТО: ДИАНА КАРПЕНКО ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ «ХЛЕБ» / ФОТО С САЙТА HLIB2012.ORG
Ирина СОЛОВЕЙ: Инициаторам проектов по развитию сел нужно ответить на три вопроса: • Что яркого и интересного в жизни сообщества было в прошлом? • Что можно расценивать как резервы творческого, экономического и социального потенциала общества сегодня? • Какая цель могла бы стать мотивирующей для жителей села в будущем?

О творческих программах трансформации сельских общин, довольно узком понимании культуры и ее экономического аспекта, а также о «агентах изменений» в сельской среде «День» беседовал с основательницей платформы поддержки городских творческих инициатив БОЛЬШАЯ ИДЕЯ, менеджером культуры Ириной СОЛОВЕЙ.

— При каких условиях художественно-культурная составляющая может стать толчком к возрождению или развитию села?

— Сегодня жители небольших городков, поселков и сел преимущественно разуверены и чувствуют себя беспомощными. Они понимают, что не влияют на ситуацию и не могут ее изменить. В этом случае активация культурной составляющей в жизни села сплачивает людей и определяет движущие ценности. Если в селе работает Дом культуры или библиотека, которые отвечают потребностям местного населения, то люди получают новые возможности для образования, самоорганизации и поиска решений.

— То есть, сегодня село может стать своеобразным культурно-художественным центром? Или это прерогатива больших городов?

— Своеобразным культурно-художественным центром может стать и пустыня, о чем свидетельствует фестиваль Burning Man в Неваде (США), который ежегодно посещают десятки тысяч участников. А в Украине Леонид Кантер и Диана Карпенко превратили практически опустевшее село Обырок в магнит для культурно ангажированного люда со всего мира. И таких примеров можно привести немало. Например, Garage Gang Kollektiv претворил в жизнь проект FURA KULTURA. Этим он отрицал узкое понимание культурного центра как фиксированного физического пространства, в котором сосредоточены ресурсы времени, информации и денег. Мобильная коммуникационная студия посещала разные города, где создавала пространство для культурного взаимообмена между активными жителями городов, творческими коллективами, деловыми кругами и представителями власти.

Культурно-художественный центр, который способствует рождению новых смыслов и форм познания, может возникнуть где угодно. Для этого нужны желания и решительность. А чтобы такой центр имел влияние на сообщество, его нужно создавать профессионально и последовательно. Чтобы он ежедневно налаживал живую коммуникацию между людьми, а не был зданием с предметами искусства внутри.

— Действительно ли достаточно лишь желания нескольких культурных деятелей, чтобы оживить устоявшееся архаичное сообщество?

— Претворяя в жизнь свои программы, мы часто встречаем энергичных людей, которые в своих стремлениях руководствуются парадигмой «я могу», вместо потребительской «я хочу». Это «агенты изменений», которые своими идеями и действиями умеют активизировать жизнь сообществ. В своих творческих проектах они умело взаимодействуют с обществом, партнерами и локациями. Однако в украинском контексте таким независимым инициативам недостает сотрудничества с другими релевантными актерами местного сообщества — властью, бизнесом, авторитетными общественными институциями и медиа.

— Почему сегодня такое сотрудничество не налажено или оно настолько слабое для того, чтобы что-то изменить?

— Основные причины — узкое понимание социально-экономического влияния культуры и несовершенство, а то и отсутствие, адекватных механизмов формирования многостороннего взаимодействия. Нет понимания того, что культура содержит животворный импульс для возрождения общин, в том числе сельских.

Когда дело доходит до оценки значения культуры, украинские чиновники, медиа и широкая общественность пользуются устаревшими трактовками. Такое восприятие культуры не учитывает, например, результатов работы творческих общественных организаций, инновационных веб-платформ, локальных низовых инициатив и серий публичных событий в форматах дискуссионных клубов или художественных интервенций. Экономическое влияние культуры на конкурентоспособность территорий в Украине признано лишь в контексте туризма, но нет примеров формирования привлекательности места через развитие определенных творческих индустрий. Это значит, что культуру до сих пор воспринимают как развлечение и не видят ее потенциала для образования и содержания талантов. Чтобы укрепить влияние культуры на благосостояние обществ, необходима четкая государственная культурная стратегия и согласованы с ней нормативные и регулирующие инструменты.

— Насколько это реально в нынешних кризисных условиях? Кто должен этим заниматься и что для этого нужно?

— Условия кризиса являются самым благоприятным моментом для начала любых системных изменений, особенно в культуре. Именно тогда формируются новые центры притяжения, которые определяют модель развития всей сферы — вплоть до следующего кризиса. Это касается и отдельных территориальных общин. Если хотя бы у двух людей в сообществе есть желание и решительность объединить усилия для создания новой ситуации, значит, пришло время действовать в полную силу.

Прежде всего, инициаторам проектов, нацеленных на развитие сел, нужно ответить на три вопроса: что яркого и интересного в жизни сообщества было в прошлом, что можно расценивать как резервы творческого, экономического и социального потенциала общины сегодня, и какая цель могла бы стать мотивирующей для жителей села в будущем? Поиск ответов путем непосредственных бесед с авторитетными односельчанами является замечательным случаем инициировать в общине обсуждение перспектив ее развития. А продуманные ответы образуют своеобразную систему координат для культурной карты развития сообщества.

Еще одним действенным вариантом является ситуация, когда индивидуальные художники собственный творческий интерес реализовывают в местном контексте.

— Нужно ли вообще искусство украинскому селу в контексте урбанизации мира и вымирания сел?

— Познакомиться с произведением искусства — значит, пережить что-то новое. Сразу хочу предостеречь от узкой трактовки искусства. Актуальная культура не сосредоточена лишь на сохранении наследия или создании изысканного искусства, а связана с современными субъективностями. Вместо того чтобы быть маргинализированным или «безразличным» к реалиям повседневной жизни, актуальное искусство начинается с интимных, неофициальных, часто незаметных аспектов человеческой жизни. Такое искусство творится в открытом диалоге и активном взаимодействии с аудиторией. Поэтому проект развития общин должен иметь обратную связь. Такая простая возможность гарантирует переворот в самоопределении сообщества, то есть того, как люди воспринимают самих себя. Изменить место, в котором мы живем, — значит, изменить себя самих. Люди ежедневно говорят о желаемом будущем, но часто остаются закрытыми и не толерантными к новым вещам. Не стоит ожидать, что каждый в селе скажет, что нуждается в вашем искусстве.

Урбанизация и упадок села является прямым продуктом поиска людьми лучшей жизни и возможностей для самореализации. Если люди получат эти опции там, где они родились и выросли, большинство из них останется в родных местах. С другой стороны, свойственная настоящему времени высокая мобильность населения является важным стимулом для руководителей общин задуматься над ее укреплением и привлекательностью. Иначе есть риск потерять бесценный капитал — людей.

— Как можно усилить культурно-художественную составляющую в селах? Откуда должна исходить инициатива — от жителей села, членов местной общины или «извне»?

— Есть множество путей культурного обогащения села, из которого впоследствии может образоваться сильная образовательная база или интересная экономическая модель. Каждый из этих путей требует работы в команде, сильных лидеров и четких зон ответственности, а также умения быстро схватывать все новое. Инициативу должны проявлять те, кто имеет предпринимательский дух и является достаточно смелым, чтобы верить в мудрость общины, а также готов посвятить последующие 5—7 лет общине.

Клуб, Дом культуры или библиотека — это ценная частью культурной инфраструктуры села лишь тогда, когда они действуют как открытые центры местной активности. Такие заведения должны ориентироваться на потребности общины, иначе процесс не сможет органично развиваться и подпитывать мотивацию жителей.

— Художественная платформа «Большая идея» исследует эту тему. Какие сегодня есть интересные идеи относительно развития села именно в культурной сфере?

— На платформе «Большая идея» преобладают идеи и опыт модернизации городов, однако есть несколько историй о селах. Интересный опыт культурного возрождения украинского депрессивного села Кардашинки имеет херсонский Центр молодежных инициатив «Тотем». Не менее интересным является проект Дарьи Каленюк «Молодежь сел». Его суть — в организации визитов городских профессионалов к сельской молодежи с лекциями и презентациями на разные темы — от литературы до экодизайна. Самая смелая идея — резидентский проект художницы Алевтины Кахидзе и ее мужа Владимира Бабюка «Розширена історія Музичів», который они реализовывают в одноименном селе под Киевом. В мае наша команда пригласила Алевтину посетить четыре крымских села в рамках второго года программы «Свято Генерацій», чтобы мобилизировать местных людей для воплощения в жизнь значимых для общины проектов. Перфоманс художницы «Можливо, диво!» получил потрясающую реакцию со стороны жителей села. Он проходил в местах, где искусство является неожиданным: на рынке, школьном дворе и т. д. Таким образом, работа художницы дала возможность пережить общий опыт — и на глазах превращала толпу в сплоченную общину.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ