Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Исключительная (морская) экономическая зона Украины: браконьеры здесь не ходят

Журналист «исследовал» одну пятую нашей границы
21 марта, 2007 - 19:59

Быстрый заработок часто связан с риском. Иногда — для жизни. К такой категории принадлежит и «профессия» браконьера — хорошо знакомая морякам-пограничникам. Украина еще помнит резонансные черноморские «браконьерские гонки» в исключительной (морской) экономической зоне Украины И(М)ЭЗ, стрельбу и другие силовые действия на море, в которых приходилось участвовать нашим блюстителям порядка. Резонанс в связи с теми событиями нередко обретал международную огласку и мало кто из наших соотечественников не слышал о том, какие убытки нашей стране причиняет незаконный отлов рыбы. «Били по хвостам», — так критически оценивают свои тогдашние успехи моряки-пограничники и отмечают, что сейчас наша И(М)ЭЗ охраняется значительно эффективнее и спокойнее.

КОГДА НА МОРЕ ВОЛНЕНИЕ

...Ежедневно, в соответствии с надводной обстановкой и при надлежащих погодных условиях один- два украинских пограничных корабля несут службу в экономзоне. В И(М)ЭЗ наши пограничники не позволяют браконьерам вылавливать ценные, реликтовые породы рыб иностранными рыбопромышленными судами в сезон нереста. В первую очередь, камбалы-калкана, подчеркну — очень дорогой на рынках Турции.

— В среднем одна шхуна может взять на борт до пяти тонн камбалы- калкана, — объясняет «тонкости» браконьерского «бизнеса» начальник штаба Севастопольского отряда Морской охраны капитан первого ранга Валерий БОСЫЙ . — Семь — восемь лет тому назад на турецком рынке килограмм этой рыбы стоил около $30. Если 5000 умножить на $30, то получим полтора миллиона. Теперь умножим сумму на 25—30 судов — получим вообще безумную цифру. А в прошлом году фактов браконьерского промысла в нашей экономзоне вообще не допущено.

ПО ГРАФИКУ И НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Площадь экономзоны достаточно приличная — приблизительно 82 тыс. квадратных миль. Для удобства и недопущения браконьерских действий, для эффективного применения кораблей ее разделили на районы. На этой своеобразной морской шахматной доске определены места, где наиболее вероятны противоправные действия со стороны иностранных и украинских браконьерских судов.

В первую очередь, это северо- западная часть Черного моря, где есть районы с глубинами от 50 до 100 метров (направление между островом Змеиный и мысом Тарханкут), а также районы в северо- восточной части моря.

Результаты действий сил Морской охраны за прошедшие два года подтверждают: именно в этих районах стремятся действовать браконьеры.

— Сейчас охрана И(М)ЭЗ организована и осуществляется на постоянной основе кораблями Морской охраны при взаимодействии с пограничной авиацией и на базе полученной предупреждающей информации, — рассказывает заместитель директора Департамента охраны границы, начальник управления Морской охраны, контр-адмирал Николай ЖИБАРЕВ . — Собственно, такой способ действий мы внедрили еще в 2004 году. Тогда мы перешли от проведения масштабных и затратных морских операций и высылки в И(М)ЭЗ больших корабельных групп к постоянной службе кораблей в определенных районах по графику и с учетом опережающей информации. Со временем мы совершенствовали эту работу, создав специальное формирование сил и средств, что обеспечило новую модель надежной охраны экономзоны. С ноября прошлого года корабли, входящие в его состав, несут службу уже на постоянной основе.

Теперь в состав формирования входят девять кораблей Севастопольского, Одесского и Керченского отрядов Морской охраны и два самолета. Его основу составляют силы Севастопольского отряда Морской охраны.

— В начале прошлого года мы развернули вертикаль оперативно- информационных центров Морской охраны, в общем девять подразделений на всех уровнях — центральном, региональном, местном, — отмечает контр-адмирал Николай Жибарев. — Их функция состоит в своевременном получении информации из различных источников и в срочном доведении ее как до руководства, так и до кораблей в море. В последние годы мы отдаем преимущество действиям на предупреждение, результативность которых напрямую зависит именно от своевременного поступления информации об обстановке на море. Для этого в Отдельном оперативно- информационном центре Морской охраны Администрации ГПСУ создана оперативная группа, к действиям которой прибегают в случае осложнения обстановки и в кризисных ситуациях по И(М)ЭЗ.

В ее состав, кроме офицеров управления Морской охраны, входят также представители управлений связи и информатизации, авиации, тыла, оперативно-сыскной деятельности, международного сотрудничества и европейской интеграции, оперативной и пограничной службы. Собственно, от четкого взаимодействия этих структур и зависит успех на море.

Не последнее место среди достижений украинских пограничников занимает международное пограничное сотрудничество, в частности, благодаря получению предупреждающей информации от соседей о возможных противоправных действиях в И(М)ЭЗ. Включительно с сообщениями о выходе в море судов возможных браконьеров.

Особой строкой следует отметить взаимодействие между Морской охраной Госприграничслужбы Украины и Береговой охраной Турции. Для предотвращения незаконной деятельности на море, налаживания дальнейшего сотрудничества в рамках международного многостороннего сотрудничества Береговых охран Черноморских стран (Румыния, Болгария, Российская Федерация, Грузия, Турция) в Администрации Госприграничслужбы Украины с 1 января 2007 года развернут информационно-координационный центр.

МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ В ДЕЙСТВИИ

Главным игроком по защите интересов Украины в И(М)ЭЗ, как уже отмечалось, являются корабли и катера Севастопольского отряда Морской охраны (ОМО) капитана первого ранга Олега Костура. Именно ему пришлось в течение семи месяцев, с января по июль прошлого года, руководить действиями спецформирования, в состав которого вошли корабли трех отрядов Морской охраны и самолет АН-26 24-й отдельной авиаэскадрильи. В прошлом году корабли морского спецназа находились на службе в И(М)ЭЗ 114 суток, провели в море в общем более трех месяцев (101 сутки) и осмотрели шесть тысяч судов. В итоге было задержано 647 отечественных и 9 иностранных судов, на которые был наложен штраф в размере 40 тысяч гривен. Результат, хотя и без показательной «большой цифры», но достаточно красноречив.

— Что касается эффективности действий моряков формирования, то здесь есть немалая заслуга авиаторов, — подчеркивает капитан первого ранга Валерий Босый. В оперативное подчинение нашего отряда был передан самолет АН-26, впервые базировавшийся в Симферополе и действовавший согласовано с силами МО. Во многих случаях мы полагались, в первую очередь, на данные летчиков. Если данные надводной обстановки требовали уточнения, то в заданный район отправлялся самолет, и по результатам его работы принималось решение относительно действий кораблей. В общем самолет осуществил 31 вылет с целью обследования исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Кстати, именно благодаря наблюдательности пограничных авиаторов в апреле прошлого года экипаж корабля Морской охраны «Полтава» спас рыбопромышленное судно Турции «Консу» с девятью членами экипажа на борту.

«СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ»

Сигнал «SOS» приняли связисты Севастопольского отряда Морской охраны. Ближе всего к району бедствия находился корабль «Полтава», который прошедшей весной часто патрулировал воды поблизости о. Змеиного.

— В тот день мы опять несли службу в районе острова Змеиный, — вспоминает события почти годичной давности командир корабля Морской охраны второго ранга «Полтава» капитан второго ранга Александр ШУЛЬГА . — В море было около пяти баллов, ветер юго-западный, 20 метров в секунду. Из управления отряда к нам поступила информация о том, что турецкое судно терпит бедствие. Мы получили приблизительные координаты шхуны и отправились в указанный район.

Однако найти в штормовом море небольшое судно чрезвычайно сложно. Только благодаря пилотам вертолета пограничной службы морякам удалось найти шхуну среди высоких волн.

— На судне был поврежден рулевой механизм, к тому же у него был очень большой дрейф из-за ветра и шторма, — продолжает Александр Шульга. — Поэтому мы не смогли к нему подойти и высадить смотровую группу, только взяли его на буксир. Шхуна была сравнительно маленькой, деревянной и была большая вероятность того, что она могла затонуть при таком шторме. На тот момент Севастополь был ближайшим и наиболее безопасным портом. Мы предложили рыбакам доправить их туда, и они согласились на наше предложение.

Только на внешнем рейде порта «Севастополь» пограничники смогли высадить на борт шхуны смотровую группу, хотя море еще штормило.

— Поскольку судно было полностью загружено, очевидно, что его команда вышла на рыбацкий промысел, — размышляет Александр Шульга. — На мой взгляд, они шли к нам за рыбой, но доказать это было проблематично, хотя верхняя палуба «пестрела» сетками.

«ПОЛТАВА»

Корабли проекта 1241.2, к которым принадлежит и «Полтава», специалисты считают наиболее оптимальными для охраны экономзоны. У них неплохая автономность: приблизительно десять суток по пополняемым запасам пресной воды при использовании опреснительной установки, поэтому можно продлить срок службы в море. Мореходность — до восьми баллов, а пяти- шестибалльный шторм корабль выдерживает вполне нормально.

— Вооружение на наших кораблях даже лучше, нежели необходимо пограничникам, — отмечает капитан второго ранга Александр Шульга. — Например, у нас есть противолодочное вооружение, которое Госприграничслужба не применяет для охраны границы и экономзоны. Кроме того, корабль оборудован артустановками, торпедирующими аппаратами, глубинными бомбами, гидроакустикой и тому подобное. Такие корабли были построены еще во времена СССР, и по мобилизационным планам в случае военной угрозы переподчинялись вооруженным силам. Мы умеем пользоваться этим оружием, но не применяем его для охраны государственной границы.

Отмечу: даже во время задержаний браконьерских шхун, которые в погоне за большими деньгами идут на нарушение всех правил плавания, рискованно маневрируют, и вынуждают рисковать пограничников, чтобы не допустить, например, столкновения.

— Корабль ходовой, очень часто бывает в море, отлично выполняет возложенные на него задачи, — тепло, как о лучшем друге, рассказывает о «Полтаве» заместитель командира корабля по работе с личным составом, капитан третьего ранга Олег Лисюк. — Он считается одним из лучших в отряде. За свою почти двадцатилетнюю историю остановил 20 шхун браконьеров.

70% экипажа корабля — солдаты срочной службы, которые служат только полтора года.

— Достаточно ли этого срока для того, чтобы сделать из вчерашних школьников хороших профессионалов? — спрашиваю у собеседника.

— Да, но хотелось бы располагать большим количеством времени для их обучения, — отвечает Олег Лисюк. — Дело в том, что первые полгода службы они проводят в учебном центре, еще шесть месяцев после прихода на корабль осваивают специальность, и только последние полгода матросы полноценно несут службу и выполняют обязанности по специальности. Конечно, с контрактниками работать было бы лучше, в первую очередь, из-за того, что их не нужно постоянно учить азам.

– Какие возможности в плане набора контрактников. Есть ли чем заинтересовать людей?

— Во-первых, у корабельного состава есть существенные льготы, — отмечает капитан третьего ранга Олег Лисюк. — На корабле срок службы — год за полтора. Кроме того, нам начисляется дополнительное «морское» финансовое обеспечение — 30% от должностного оклада. Для контрактников это 100—150 гривен в месяц, в зависимости от должности и выслуги. Например, военнослужащие первого года службы получают в общем около 900 гривен. Понятно, что чем дольше человек служит, тем больше его денежное обеспечение.

— Для Крыма это достаточная сумма?

— Нет, но людей искать необходимо. Желающих заключить контракт хватает, мы с ними постоянно работаем. В основном, это местные, из Севастополя, из близлежащих городков и сел. Однако мы отдаем предпочтение тем, кто проходил у нас срочную службу, — человека с улицы сразу «не раскусишь». А нам нужны надежные, хорошо подготовленные профессионалы.

ПРОГНОЗ ОБСТАНОВКИ

На наши эффективные действия по недопущению незаконного отлова рыбы браконьеры отвечают изменением тактики действий. Чтобы и в дальнейшем результативно противодействовать им, блюстителям морских рубежей необходимо развивать свои возможности, действовать более гибко, быстро и адекватно.

Недопущение в последние годы браконьерской деятельности в украинской части Черного моря свидетельствует об эффективности проведенных Госпограничслужбой мероприятий. Однако правонарушители находят альтернативные пути незаконного промысла. К ним эксперты относят заметную активизацию незаконных действий относительно подъема со дна моря предметов и материалов, представляющих историческую и другую ценность; перевозку морем контрабанды, оружия, наркотиков, средств террористической деятельности и нелегалов. Кроме того, рост промышленной активности в плане освоения минерально- сырьевых ресурсов Черного моря (в Азово-Черноморском бассейне запасы таких ресурсов составляют 25% топливно-энергетических запасов Украины и более 50% перспективных газовых и нефтяных месторождений. — Авт. ), вероятно, может привести к создания новых искусственных островов и сооружений, являющихся привлекательными целями для террористов.

Противостоять этим новым угрозам современности, понятно, придется и пограничникам. Для этого следует провести замену или модернизацию (с продолжением срока эксплуатации) корабельно- катерного состава Морской охраны и его технических средств, которые в значительной степени отслужили установленные сроки службы.

— 19 июня 2006 года указом Президента Украины была одобрена Концепция развития Государственной пограничной службы Украины до 2015 года, в которой предусматривается реформирование Морской охраны в самодостаточную структуру, — говорит контр-адмирал Николай Жибарев. — Основные принципы преобразования — создания единой системы освещения надводной обстановки, обновление корабельного и катерного состава и другие вопросы технического переоснащения. Предусмотрена и разработка и реализация программы кораблестроения, внедрение мер по обновлению (модернизации) корабельного и катерного составов.

В ЗОНЕ НАПРЯЖЕНИЯ

— В 1991 году корабли отряда остановили 14 турецких браконьерских рыболовецких шхун, — рассказывает о прошлых достижениях своих сослуживцев начальник отдела воспитательной работы Севастопольского отряда, капитан третьего ранга Александр МОСКВИТИН . — В 1992 году пограничным сторожевым кораблем «Полтава» за незаконный промысел в нашей исключительной (морской) экономической зоне была остановлена турецкая рыболовецкая шхуна «Парикпар».

В апреле 1994 года пограничным сторожевым кораблем №645 было задержано судно «Байроктар», а в 1995 году пограничным сторожевым кораблем «Полтава» — «Нихат Каптан», сумма штрафов в каждом случае составила по $5000.

Весной 1996 года пограничный сторожевой корабль «Григорий Куропьятников» задержал шхуну «Баба-Юсуф» (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.), а пограничный сторожевой корабль «Полтава» — шхуну «Сулейман Корсун».

В марте 1997 опять отличилась сторожевая «Полтава» — задержана турецкая шхуна «Дымерджи- Оглу Иззет Рейс», в наше государство возвращено $33500.

В январе 1998 года пограничным сторожевым кораблем «Григорий Куропьятников» при взаимодействии со сторожевиком «Григорий Гнатенко» в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. Игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, одна из шхун «Томер Каптан» пыталась скрыться. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, а членов ее экипажа пришлось спасать пограничникам.

Во время операции «Калкан» в марте 2000-го пограничный сторожевой корабль «Николаев» в исключительной (морской) экономической зоне остановил турецкую шхуну «Зефир», а сторожевик «Григорий Куропьятников» был вынужден применить оружие на поражение. Получив повреждение, шхуна «Аврам Ахмед» остановилась, но спустя некоторое время затонула. Все 16 членов экипажа были подняты на борт нашего корабля и спасены.

В апреле 2001 года кораблем Морской охраны «Николаев» задержана турецкая шхуна «Севахир» с дальнейшим препровождением ее до Севастополя и привлечением к ответственности за незаконный промысел.

25 февраля 2003 года кораблем Морской охраны «Григорий Гнатенко» в исключительной (морской) экономической зоне Украины на расстоянии 54 миль от острова Змеиный обнаружена турецкая шхуна «Хусейн Рейс» и выдворена за границы нашей экономзоны. А в ноябре 2003-го корабль Морской охраны «Николаев» остановил и отконвоировал до Севастополя болгарский рыбопромышленный катер «Скитник» ( сумма штрафа — 25 тыс. 848 грн.).

— Корабли и катера Морской охраны не раз приходили на помощь судам, пострадавшим от бедствия на море, — добавляет Александр Москвитин. — В результате поисково-спасательных операций спасено 38 человек и 12 различных судов и плавсредств.

СПРАВКА

Общая протяженность границ Украины составляет 6992,3 км, протяженность морской границы Украины от устья Дуная до побережья Таганрогского залива Азовского моря — 1355 км, что составляет пятую часть от всей государственной границы государства, в частности: в Черном море — 1056,5 км; в Азовском море — 249,5 км; в Керченском проливе — 49 км.

Общая протяженность речных границ Украины составляет 1160,4 км, в том числе: с Республикой Польша — 183,3 километра; с Республикой Словакия — 2,3 километра; с Республикой Венгрия — 85,1 километра; с Республикой Румыния — 292,8 км; с Республикой Молдова — 267 км; с Республикой Беларусь — 325,9 километров.

У Украины есть значительный портовый потенциал — 18 морских торговых портов и 12 портопунктов, сосредоточенных в Дунайском, Азовском и Черноморском регионах.

Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины».

Статья 2. Определение исключительной (морской) экономической зоны Украины. Морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг принадлежащих ей островов, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до 200 морских миль, отсчитанных с тех самых исходных линий, что и территориальное море Украины.

Статья 4. Суверенные права и юрисдикция Украины в исключительной (морской) экономической зоне Украины. Украина в своей исключительной (морской) экономической зоне имеет: суверенные права относительно разведки, разработки и сбережения природных ресурсов как живых, так и неживых в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также с целью управления этими ресурсами и относительно осуществления других видов деятельности по экономической разведке и разработке обозначенной зоны, в том числе производству энергии путем использования воды, течений и ветра; юрисдикцию, предусмотренную соответствующими положениями этого закона и нормами международного права относительно создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, осуществления морских научных исследований, защиты и охраны морской среды; другие права, предусмотренные этим законом, другими законодательными актами Украины и общепризнанными нормами международного права. Суверенные права и юрисдикция Украины относительно морского дна исключительной (морской) экономической зоны и его недр реализуются в соответствии с законодательством Украины о континентальном шельфе и Кодексом Украины о недрах.

КСТАТИ

31 декабря прошлого года за 10 миль от юго- западной кромки исключительной (морской) экономической зоны Украины во время патрулирования самолетом была обнаружена турецкая шхуна, двигавшаяся в направлении украинской экономической зоны. Появление самолета вынудило шхуну повернуть на обратный курс.

11 февраля текущего года по наводке патрульного самолета кораблем морской охраны «Григорий Гнатенко», во взаимодействии с катерами пограничной полиции Румынии, в 45 милях на запад от мыса Херсонес была остановлена турецкая шхуна «Э. Огуллари». Капитан шхуны возместил расходы в пользу государства в размере 85 тысяч 470 гривен.

1 марта в ходе осуществления планового патрулирования И(М)ЭЗ Украины пограничным самолетом в 100 милях на запад от мыса Херсонес были обнаружены три рыбопромышленные шхуны без опознавательных знаков и государственных флагов со снаряжением для рыбной ловли на борту.

Совместными действиями самолета и корабля морской охраны «Поділля» было организовано преследование правонарушителей. С целью перехвата судов и выявления выставленного ими рыбацкого снаряжения в южную часть экономической зоны был дополнительно выслан корабль морской охраны «Буковина».

В ходе преследования две турецких шхуны были выдворены за границы экономической зоны Украины. Преследование третьей шхуны, палуба которой была загружена десятками ящиков с браконьерским снаряжением для ловли, длилось почти 6 часов. Шхуна опасно маневрировала, не допускала подхода к ней корабля морской охраны. Предупредительная стрельба с корабля морской охраны экипажем шхуны была также проигнорирована. О развитии событий было проинформировано посольство Турции в Украине, и по просьбе военного атташе посольства Турции, с целью сохранения жизней турецких рыбаков, было принято решение не применять корабельное артиллерийское оружие и ограничиться выдворением шхуны за границы И(М)ЭЗ Украины.

Как сообщил пресс-центру Азово-Черноморского регионального управления АГПСУ, в соответствии с существующей системой обмена информацией между береговыми охранами причерноморских стран администрацией Госпогранслужбы Украины о действиях турецких браконьерских судов проинформирована Береговая охрана. Военный атташе посольства Турции в Украине заверил, что владельцы и капитаны рыбопромышленных шхун после возвращения в порты будут привлечены к строгой ответственности.

Сергей ЛЕМЕХА. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ