Вторая часть документальной многосерийной ленты «Крутой замес» показывает 30 успешных стартапов, созданных бывшими военными из десяти городов Украины. «Мы начали этот проект в 2017 году, а через год его отсняли. В 2019-м первый сезон был показан на телевидении, сейчас он доступен на YouTube. Что касается продолжения, то после показа мы получили очень много отзывов и комментариев с предложением продолжения. Если первый сезон был о бизнесменах-ветеранах из Киева, то во втором мы расширили географию на всю Украину», — рассказал автор идеи и продюсер ленты Сергей МАЛЯРЧУК.
Это один из самых масштабных проектов об украинских ветеранах. Всего в двух сезонах снялось 54 героя. По словам авторов «Крутого замеса», основная цель сериала — честно и без лишнего пафоса показать истории успеха военных после войны. Это хороший пример для других ветера-нов, которые еще проходят этап адаптации. Это не менее весомо для самих героев ленты, чтобы понять ценность собственного опыта.
«ЗАМЕС» НА 10 ГОРОДОВ
— Из-за большого количества показанных историй и всеукраинского масштаба лента еще на этапе создания объединила различные ветеранские организации и отдельных военных, которые не были знакомы раньше. Героев для второго сезона создателям сериала помогали искать в «Veteran Hub».
«Один из моментов, который проходит ветеран, это момент укоренения и поиска себя нового. Многие из тех, кто вернулся с войны, вернулись с большой животворной силой, которую они направляют на то, чтобы реализовать себя, найти хорошую работу, построить собственный бизнес. Незадолго до того, как к нам обратились авторы «замеса», мы начали собирать базу такого бизнеса. Очень приятно, что их в Украине много сотен», — пояснил менеджер по связям с общественностью в «Veteran Hub» Артем ХОРУНЖИЙ.
Второй сезон сериала охватывает географически Полтаву, Луцк, Ровно, Винницу, Львов, Коломыю, Харьков, Сумы, Николаев и Одессу. Сериал сохраняет самобытный формат: к каждому из героев приходят еще двое ветеранов в гости. Истории раскрываются в ходе непринужденного разговора трех людей, понимающих друг друга. Это рассказ о жизни, бизнесе, возвращении домой — словом, о высоких и обыденных вещах одновременно.
Большинство из героев обеих частей «Крутого замеса» вовсе не медийные персоны, а скорее наоборот. Авторы сериала говорят, что многих приходилось уговаривать. Хотя не всех, например, соучредитель студии «IT BRO» Алексей Коба согласился на участие в съемках именно для того, чтобы придать своему проекту большую огласку: «Я хочу, чтобы больше ветеранов попали к нам на курсы. Я стараюсь участвовать в медийных проектах даже тогда, когда не хочу ни с кем общаться, потому что это возможность поделиться о нашей инициативе и помочь приобщиться другим. А что касается «Крутого замеса», то это даже момент престижа, это ведь самый топовый проект на ветеранскую тему. Больше всего мне нравится в этом сериале, что он показывает ветеранскую жизнь без пафоса, без какой-либо натянутой героичности. «Замес» вводит тебя в состояние какого-то шаманского трипа, когда ты с ведущим начинаешь говорить о том, как оно было там без патетики, и это круто. Потому что когда приглашают в школу и рассказывают пафосные вещи, это может быть даже вредно».
СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА И СПОРТА
Одна из женщин-участниц второго сезона — Майя Москвич из Луцка. Это руководитель клуба стрельбы из лука «Луцкие соколы», а еще это первая женщина-участник Национальной сборной Украины в международных соревнованиях «Invictus Games». Именно после опыта этих соревно-ваний спортсменка решила развивать стрельбу из лука в родном городе. О «Крутом замесе» узнала сначала как зрительница.
«Я знала об этом проекте до того, как мне предложили присоединиться. В YouTube наткнулась на ролики первого сезона и просто их смотрела. Когда мне предложили, это было вау! А когда приехало 16 человек съемочной группы, мы были поражены. Это большое событие для нас. Для меня это вдохновение», — добавляет Майя.
Сейчас «Луцкие соколы» развиваются в двух направлениях — спорт и собственное дело. По сло-вам Майи, больше уделяют внимания бизнесу, учат взрослых и детей стрельбе из лука, но наде-ются, что в будущем смогут внести вклад и в профессиональный спорт.
Александр Воробей из Харькова тоже после войны объединил бизнес и спорт. Сейчас он прези-дент Федерации ножевого боя Украины, основатель бренда ножей украинского производства Blade Brothers Knives. Его на участие в съемках мотивировала популяризация собственного дела: «Много медийности не бывает. И это то, чего не хватает ветеранскому бизнесу, — огласки. Мы сами много делаем, производим каждый свою продукцию и где-то ее продаем, но не хватает распространения информации».
ПОЧЕМУ ДЕВУШЕК УЧАТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?
Еще в первом сезоне приняла участие координатор общественного объединения «Женское ветеранское движение» Екатерина Приймак, у нее нет стартапа, но она радуется, что таким образом присоединилась к созданию сериала, что тоже изменило ее жизнь.
«После съемок я к Роману Набожняку хожу на кофе, а к Косте — на массаж. Я нашла среди своих коллег по серии людей, которые мне очень нужны в жизни. Еще до «Крутого замеса» у меня была традиция — с каждой своей заработной платы покупать что-то у ветеранов. Сначала это делала, чтобы поддержать побратимов, а теперь потому, что это классная, качественная продукция. И это касается не только моих знакомых, но и тех, кого я лично не знаю», — говорит Екатерина.
Она замечает, что женских стартапов заметно меньше, и их организация уже этим занимается: «Мы бы очень хотели, чтобы больше наших девочек снимались в проекте, но, к сожалению, не так много девушек имеют бизнес, поэтому мы сейчас занимаемся тем, что усиленно учим предпринимательству. Я мечтаю, чтобы в каждой серии было больше девушек».
В целом сериал своими двумя сезонами демонстрирует еще и разнообразие направлений вете-ранских стартапов — герои сериала создали заведения питания, спортивные клубы, команды по веб-разработке, лечебные центры, салоны красоты, а также запустили разные производства.