Андрей Мосюковский рассказывает, как шел домой вечером в Оболонском районе столицы и увидел у своего дома ворону. Птица вяло ходила по мокрой земле, а за собой тянула крыло. «Рядом уже притаились несколько котов, — говорит парень. — Я подумал, что с вороной что-то не так и она может вот-вот превратиться в ужин. Стало ее жаль! Решил поймать и показать врачу. Сделать это было легко — просто загнал в хозяйственную сумку. Сразу понес ее в ближайшую ветеринарную клинику. Однако там не захотели ее осматривать, мол, это не домашнее животное, а дикое». Не подействовало и замечание, что у птицы на груди была запекшаяся кровь. Ночевать ворона осталась в машине в большой коробке.
На следующий день Андрей стал обзванивать ветеринарные клиники. «Должны же были хотя бы где-то помочь несчастной вороне!» — объясняет он. Оказалось, что ворон могут лечить в ветеринарных клиниках, но за услуги берут недешево. Консультация врача, например, может стоить 150 гривен, а операция, в случае необходимости, — 900 гривен.
«Мы нашли «Умку» — клинику, специализирующуюся на экзотических и диких животных. Врачи шутят: если привезут медведя, то они и его возьмутся осматривать. Как-то к ним рысь привозили — будто бы животное небольшое, но попробуйте подойти. Итак, после осмотра стало понятно, что в ворону стреляли», — продолжает Андрей, показывая пулю, которую достали из вороны.
«У вороны прострелено крыло, она имеет сложный перелом. На рентгене четко видно, как пуля разбила кость, — говорит руководитель ветклиники Алексей Лацапнев. — Птицу прооперировали, поставили штифты. Будем надеяться на заживление. Что же касается восстановления, то прогнозировать не могу — мы не знаем, будет ли она летать. Все зависит от сложности поражения, от того, как быстро ворону к нам принесли, как будет срастаться кость. Все эти факторы важны для птиц. Кости их принимают участие в процессе дыхания».
В КЛИНИКЕ, КУДА АНДРЕЙ ПРИВЕЗ РАНЕНУЮ ВОРОНУ, ПТИЦЕ ПОЗВОЛИЛИ НАХОДИТЬСЯ В СТАЦИОНАРЕ БЕСПЛАТНО. А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ПРИШЛОСЬ ОПЛАТИТЬ СПАСИТЕЛЮ ПТИЦЫ: ОСМОТР — 50 ГРИВЕН, РЕНТГЕН — 120 ГРИВЕН, ОПЕРАЦИЯ — 300 ГРИВЕН / ФОТО АВТОРА
Сейчас ворона уже седьмой день в стационаре, где ей разрешили находиться бесплатно. Все остальные расходы пришлось оплатить Андрею: осмотр — 50 гривен, рентген — 120 гривен, операция — 300 гривен.
НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ ПРОТИВ ЖЕСТОКОСТИ
Орнитолог Наталия Шевчук консультировала спасителя вороны Андрея по телефону. К ней за советами по поводу ранений диких птиц обращаются очень часто. «Бывает по пять звонков в день, — говорит специалист. — Странно, что стреляли осенью. Обычно многие обращаются с просьбой помочь при таких ранениях с началом весны. Тогда больше всего стреляют по птицам, прилетающим на лето к нам. Таких случаев много на Лесном массиве в Киеве, в Святошино. По-видимому, кто-то думает, что он вообще в тире. Этой осенью мне звонили из Одессы — на трассе нашли расстрелянного молодого сокола, которого мы потом выхаживали. Но по птицам не только стреляют. В них целятся из рогаток, их бьют разными предметами».
Сейчас, говорит орнитолог, птиц чаще всего спасают те, у кого есть домашние животные. Не собаки или коты, а какие-то хорьки, еноты, шиншиллы. «Моя знакомая, которая занимается разведением и дрессировкой собак, рассказывала мне историю, как ее ротвейлер загрыз в лесу ворону. Я удивляюсь: «Чего ты не отогнала!?» В ответ услышала: «Но собаке тоже нужно охотиться!». И подобные мнения я слышу периодически. Почему-то тем, кто кормит кошек во дворе, все равно, что будет с птицей — они такие спокойные, когда кошка охотится на голубя. Этой весной была ситуация, когда мне позвонил мой двенадцатилетний сын и попросил помощи, сказал, что голубь не встает. Я, естественно, сразу сказала руками птицы не касаться, напомнила о правилах безопасности. Сын почти не слушал, повторял, что не может отойти от места, потому что рядом «собачники» — отпускают четвероногих, чтобы те загрызли голубя. И я бы сказала, что это какой-то избирательный садизм, даже нацизм. Эти люди любят свою собаку, дворовых кошек, но считают, что более слабых можно убивать. И все ради того, чтобы домашний любимец просто поигрался. Наконец я приехала к своему дому. Мой ребенок охранял этого несчастного голубя. В итоге голубь выжил и полетел — он был молод, еще не боялся людей, но потянул лапку».
Знаток птиц и их поведения настаивает, что вороны — очень умные, даже хитрые. Они способны подстраиваться под человека. «У меня есть знакомая из Кривого Рога, которая несколько лет назад спасла ворону, а затем поселила ее у себя дома без клетки. Так эта птичка точно знает, куда садиться ей нельзя, например на холодильник. Еще один товарищ, гуляя с собакой, всегда выносил воронам что-то вкусненькое, так те его всегда узнают, встречают, берут еду прямо из рук», — говорит Наталия Шевчук. А еще ворону можно научить танцевать, жить рядом с другими животными и разговаривать. Они по своим умственным способностям не уступают попугаям Жако. Разговаривают эти птицы ситуационно: то есть, если нужно сказать «привет», то она скажет «привет». В этом они похожи на попугая, но в нашей климатической зоне.
Правда, дикая птичка, которую продержали в квартире хотя бы неделю, может уже не вернуться в привычную среду. Но и держать ворону, как любую городскую или лесную птицу, в городской квартире — не лучшее решение. Птицу нужно пристроить. В клинике уже говорят, что есть человек, который имеет частный дом за Киевом, вольеры и может взять к себе эту ворону. Мужчина, не желающий афишировать свое имя, уже брал к себе аистов и хищных птиц, которых отстреливают в период охоты.
«Но по закону Украины, человек, который взял себе животное и стал о нем заботиться, автоматически становится его владельцем и несет за него ответственность. Иначе не нужно было помогать!», — говорит ветеринар Алексей Михайлович.
ВЫСТРЕЛ ИЗ ОКНА
Происшествие с вороной произошло не у лесополосы, а во дворе спального района столицы. Кто-то попал в птицу из окна. Андрей Мосюковский говорит, что прошлой зимой его племянник вместе с бабушкой пытался спасти снегиря, которого тоже отказалась взять ближайшая ветеринарная клиника. «Не удалось! Пятилетний ребенок был разочарован, огорчен, и не понял, как птичка могла умереть», — говорит парень.
Следует отметить, что у дома, где Андрей нашел раненую ворону, расположены два детских сада, на детских площадках которых ежедневно гуляет несколько сотен детей. Мы звонили участковому инспектору. Нынешний страж порядка, ссылаясь на своего предшественника, сказал, что «кажется, что-то такое было» и попросил спросить у другого. Тот, другой, сказал, что где-то два года назад кто-то обращался к нему с жалобой, что стреляют по воронам, но дальше жалобы дело не пошло, потому что «по воронам никто не попал»...