На днях Украинская академия архитектуры отметила юбилей — 60 лет. Ее история достаточно драматична. Как, впрочем, в этот период был не прост путь каждого человека, кто еще в советские времена посвятил свою жизнь творчеству зодчего. Накануне праздничных торжеств «День» задал несколько вопросов президенту Украинской академии архитектуры, доктору архитектуры, профессору Валентину ШТОЛЬКО.
— Валентин Григорьевич, получается, что Академия архитектуры ровесница победы в ВОВ. Неужели именно в годы полной разрухи могла возникнуть такая государственная структура?
— Война еще не закончилась, а разговоры о необходимости создания Академии архитектуры уже велись. Весной 1945 года правительством был подписан указ о ее создании. Вначале Академия состояла из четырех подразделений: архитектура и градостроительство; эстетика (или дизайн); новые системы конструкций; инженерное обеспечение. После окончания войны на нее была возложена главная ответственность и руководящая роль при восстановлении Крещатика, Киевского университета, здания Верховного Совета, Мариинского и Октябрьского дворцов... Академия возглавляла все перспективные проекты послевоенной застройки столицы, курировала работу научно-исследовательских и проектных структур. Однако вскоре пришло время, когда власть имущие решили разгромить все непонятные им науки, такие как, например, кибернетика и генетика. Такая политика сказалась и на отношении к архитектуре. В 1963 году Академия строительства и архитектуры УССР была ликвидирована, а все научно-исследовательские и проектные организации стали подчиняться Госстрою СССР.
— Существовала ли мода в архитектуре того времени?
— Об этом говорит факт появления закона об архитектурных излишествах. Еще великий древне-римский зодчий Ветрувий говорил, что архитектура опирается на три составляющие: полезность, прочность и красота. Только при разумном сочетании этих факторов строительное сооружение можно считать архитектурным объектом. Но в разные периоды истории человечества бывали перегибы в ту или иную сторону. К примеру, в эпоху барокко в Европе при строительстве зданий увлекались красотой — лепными украшениями и множеством декоративных деталей. В советские времена была другая крайность. Тогда главным считалась прочность сооружения, и все фактически занимались производством строительных объектов. Помню, что без подписи главного подрядчика невозможно было согласовать ни один проект. А ему, прежде всего, требовалось, чтобы здание можно было легко и быстро построить. Поэтому все стремились использовать самые простые и примитивные конструкции, которые позволяли собирать дома, как из конструктора, не придавая особого значение их внешнему виду и функциональности. Чего стоят хотя бы «хрущевки»! По такому же принципу строилось не только жилье для людей, но и общественные здания. И при этом строители старались как можно больше повысить сметную стоимость объектов — потратить побольше денег. Ведь от этого зависела их зарплата.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в архитектуре?
— Сейчас за государственный счет строится гораздо меньше, чем раньше. А частный заказчик, вкладывая свои деньги, стремится получить красивое и прочное здание, чтобы его можно было с комфортом использовать или выгодно продать. Поэтому спрос на услуги профессиональных архитекторов заметно возрос. Пока, в основном, им приходится выполнять услуги по проектированию сравнительно небольших объектов — частные усадьбы, магазины, рестораны. Впрочем, я считаю, что сегодняшние архитекторы летают низко, и, зачастую, в угоду заказчику, пренебрегают профессиональной этикой и незыблемыми правилами. К примеру, не так давно мы подводили итоги конкурса коттеджной застройки и осматривали уже воплощенные проекты в Конче-Заспе. Зашли в один очень красивый дом — все в нем замечательно — и планировка, и дизайн интерьеров. Но чувствую, хозяева чем-то недовольны — чего-то недоговаривают. Оказалось, ни из одного окна в их доме не видно неба…
— Как вы относитесь к сегодняшней застройке Киева?
— Архитектура и строительство — это составляющие одной фондообразующей отрасли, которая определяет будущее на многие годы вперед. И ошибки здесь недопустимы. К тому же, нельзя забывать, что все градостроительные вопросы имеют социальное значение. Сооружение масштабных городских объектов — это не только внешний облик города, но, прежде всего, комфорт и безопасность его жителей. К примеру, недавно власти выгодно продали участок земли под застройку возле стадиона «Олимпийский». В итоге сейчас закрыт доступ ко всем входам и выходам ( кроме главного) на этом крупнейшем спортивном комплексе, где собираются тысячи людей. А как один вход может пропустить 85 тысяч болельщиков, никто не подумал. Я уже не говорю о многочисленных многоэтажках, которые сейчас растут, как грибы, в исторической части города. Втиснутые между старыми зданиями, они не имеют ни дворов, ни парковки для машин, ни элементарного благоустройства. И хотя сегодня это жилье называют элитным, считаю, что лет через пять- десять народ будет из них бежать, как сегодня из «хрущевок». По моему мнению, много ошибок допущено и при реконструкции центральной части Киева. В свое время наша Академия активно выступала против «угробления» площади Независимости, но, к несчастью, голос ученых с мировым именем услышан не был.
— В каком настроении Украинская академия архитектуры отмечает свой юбилей?
— В 1992 году ранее Академия архитектуры УССР, была переименована в Украинскую. Но, к сожалению, не получила статус государственного учреждения. Признаться, не чувствуем мы особой востребованности государством. Сейчас трудимся над разработкой стратегии формирования жизненной среды в Украине в первой четверти XXI века. Это программа государственной важности, и на нее запланировано выделить 50 тыс. грн. государственных денег. Но пока мы трудимся на добровольных началах. Надеюсь, новая власть обратит на это внимание и ситуация изменится к лучшему, а профессия архитектора вновь приобретет свой прежний высокий авторитет и признание.
КСТАТИ
На днях вице-премьер-министр Украины по гуманитарным и социальным вопросам Николай Томенко провел заседание рабочей группы по подготовке к участию в тендере на право проведения финальной части футбольного чемпионата Европы 2012 в Украине и Польше, сообщает obozrevatel.com. Во время совещания вице-президент Национального олимпийского комитета Иван Федоренко поинформировал, что необходимую документацию на проведение матчей финала футбольного чемпионата Европы уже подали Донецкая, Львовская и Днепропетровская областные госадминистрации. Киев не предоставил соответствующих документов, которые бы удостоверяли готовность НСК «Олимпийский» проводить матчи Чемпионата Европы по футболу, поскольку на площади перед этим стадионом ведутся строительные работы, а по причине этого нарушаются требования относительно обеспечения безопасности и эвакуации граждан во время проведения массовых мероприятий.
В связи с этим Николай Томенко обратился в Киевскую горадминистрацию с поручением безотлагательно осуществить комплексную экспертизу и согласовать застройку площади перед НСК «Олимпийский» с учетом обеспечения надлежащей безопасности и эвакуации граждан.