Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Из интерната – в академию

Программа развития социально незащищенной молодежи Украины, инициированная общественностью, выходит на национальный уровень
12 октября, 2016 - 10:33

В 2016 году студентами высших учебных заведений стали 179 детей-сирот — из 250 тысяч первокурсников. Так мало — по различным причинам: недостаточная подготовка и низкий уровень знаний, немотивированность и неуверенность в собственных силах. Последние два фактора являются ключевыми, убеждены специалисты общественного союза «Освіторія», которые в прошлом году готовили к поступлению в вузы детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

ГЛАВНОЕ — ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ

Пилотный проект iLearn для системной подготовки учеников 11-х классов к внешнему независимому оцениванию проходил в Центре социальной реабилитации «Изумрудный город» в Святогорске Донецкой области. Форма — онлайн-курсы, которые отвечают программе ВНО (видеолекции, компьютерные тесты, материалы для самоподготовки и вебинары с лекциями преподавателей вузов). Благодаря этой работе 52% участников программы (21 ребенок) стали студентами.

«Мы работаем с молодежью, которая имеет наименьшие шансы, создаем возможности и даем практические современные инструменты тем, кто готов учиться. Совместными усилиями, вместе с партнерами, руководством школ-интернатов мы помогаем талантливым ученикам из интернатов, детских домов и малообеспеченных семей получить академические знания для успешной сдачи ВНО и поступления на бюджетную форму обучения, — говорит председатель общественного союза «Освіторія» Зоя ЛИТВИН. — Сейчас мы обновляем наши курсы, чтобы они были еще более интерактивными, отвечали передовым стандартам. Подключиться может кто-либо, это бесплатно. Но в интернатах нужно оборудовать специальные комнаты. В Киевской области ситуация в этом плане еще ничего, а другие регионы очень бедны. Во-вторых, перед учебой нужно мотивировать детей — это, видимо, труднее всего. А уже после того, как они мотивированы, прошли профориентационный тест и поверили в свои силы, они хорошо проявляют себя на экзамене».

Речь о комплексном подходе: чтобы заинтересовать детей и помочь им легче подготовиться, выпускники сначала получают необходимую информацию о ВНО, условиях поступления и обучения в разных заведениях, а также о популярности специальностей и спросе на них на рынке труда. Прежде чем начать овладение предметами, дети проходят тестирование для выявления личностных способностей — чтобы определиться с направлением будущей профессии. Частью программы являются персональные консультации с психологом, тренинги по мотивации.

«Онлайн-обучение очень понравилось детям, потому что это необычно, современно, вообще дети любят компьютер. Плюс общение с людьми — волонтерами, психологами, которые понимали их, а не критиковали. Они внушали детям уверенность в их силах. Это очень важно для них, и, по моим наблюдениям, за последний месяц дети настолько выросли, что говорят вслух чего хотят, не боятся мечтать, ставить перед собой цели», — рассказал директор Центра социальной реабилитации для детей-сирот «Изумрудный город» Владимир РОМАНЮК.

«ХОТИМ, ЧТОБЫ ДЕТИ ИМЕЛИ НЕОБХОДИМЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

С 11-класниками работают волонтеры и психологи, которые проводят тренинги знакомств, тренинги на доверие и самосознание. А программа подготовки состоит из четырех курсов: по украинскому языку и литературу, математику, английскому и истории. Психологи, которые работают с воспитанниками интернатов, отмечают, что в отличие от детей, которые воспитываются в семьях и знают, кем хотят быть и куда поступать, воспитанники интернатов не верят в свои силы, даже боятся ставить перед собой цель поступать в университет.

«Сейчас я изучаю отраслевое машиностроение в академии в Краматорске, хотя собирался поступать в техникум. Я не очень верил, что поступлю в высшее учебное заведение. В школе не очень хотел учиться, но во время общения со специалистами «Освіторії» возникло желание делать это, чтобы построить себе лучшую жизнь. Я поверил, что смогу это, когда буду учиться. Учиться непросто, нагрузка большая — это же не школа, но выходит, и мне интересно», — делится студент Донбасской государственной машиностроительной академии, выпускник «Изумрудного города» Владимир РАГУЗ.

Директор Рава-Русской школы-интерната (Львовская область), которая в этом году присоединяется к программе iLearn, утверждает, что воспитанникам государственных заведений крайне необходимо создать условия для качественного обучения, чтобы в самостоятельной жизни дети справлялись.

«В этом году из 22 наших выпускников 18 поступили в вузы и техникумы. Но мы хотим большего. Сейчас у нас уже есть компьютерный класс, который мы полностью обеспечили техникой. Также мы хотим, чтобы у детей были не только академические знания, но и необходимые жизненные компетенции. Поэтому за счет канадских спонсоров у нас появился швейный класс, где есть десять швейных машинок, — дети учатся и этому делу. Главное, чтобы ребенок сам осознал потребность в знаниях и компетенциях», — считает директор Рава-Русской специализированной школы-интерната Андрей СОЛТИС.

По информации организаторов, в 2016-2017 учебном году программа iLearn выйдет на национальный уровень и охватит еще четыре области Украины — Винницкую, Кировоградскую, Львовскую и Закарпатскую.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ