Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Из красного — в «казенный» желтый

Историческое здание в центре Харькова меняет цвет. Горожане возмущены
24 июля, 2013 - 10:54

На глазах харьковчан происходит кардинальное изменение исторического лица города. В эти дни в рамках реконструкции площади Конституции одно из самых известных городских зданий — краснокирпичный ломбард, в котором сейчас располагается Исторический музей — радикально перекрашивают. Из красного, которым славный дом был с 1908 года и знаком таким с детства каждому харьковчанину, он сегодня становится желтым.

Помимо смены цвета, меняется облик дома. К той стороне, которая изначально была глухой тыльной стеной, но с разрушением прилегавших домов оказалась выходящей на площадь, пристраивается стеклянная галерея с лифтом для выставок и художественных экспозиций. Однако пристройка не вызвала такой волны возмущения и протестов среди историков и архитекторов, как штукатурка и перекраска стен.

«Это разрушение архитектурного памятника! — уверен Михаил Красиков, общественный инспектор по охране культурного наследия Харьковской области. — Здание ломбарда построено в 1908 году по проекту Бориса Корнеенко. Оно является памятником архитектуры со своим охранным номером. Цвет — такая же неотъемлемая и важная часть здания, как форма дверей и окон. Менять его по своему усмотрению нельзя даже президенту страны, поскольку закон требует безусловного сохранения аутентичности здания».

Перекраску здания главный архитектор города Сергей Чечельницкий мотивировал тем, что все окружающие здания — желтые, поэтому вся площадь должна быть в одной цветовой гамме. «Но ведь есть понятие историчности! — спорит Михаил Красиков. — Есть здания эпохи классицизма, есть — эпохи модерна, их по-разному строили, и цветовые решения предлагались разные. И эту разницу исторических вкусов надо уважать, а не стричь всех под одну гребенку, подстраиваясь под понятия новых хозяев города о «красоте». Михаил Михайлович рассказывает, что кирпичный стиль, или «кирпичное узорочье», был популярен в середине XIX — начале ХХ века, когда начался настоящий «строительный бум». «Начиная с 1860-х годов, когда потребовалось много производственных и общественных зданий, надо было строить быстро, красиво и качественно, — поясняет эксперт. — Получалось выгодно, поскольку «кирпичный стиль» не требует штукатурки и покраски. С помощью нескольких видов кирпича создавались необычайно живописные, объемные композиции. Разные мастера строили каждый по-своему, например, старые корпуса харьковского «Политеха». Но никто не выбился из единой стилистики, получался гармоничный ансамбль. У современных же архитекторов уважение к труду предшественников — величайшая редкость».

По словам архитектора Игоря Лаврентьева, вопрос о перекрашивании здания ломбарда не обсуждался на градостроительном совете, когда в прошлом году утверждали общий план реконструкции площади. Михаил Красиков уверен: происходит грубое нарушение 22 и 23 статей Закона Украины «Об охране культурного наследия». «Закон говорит, что нельзя изменять произвольно внешний вид дома. А здесь — явное нанесение ущерба историческому памятнику. Здания «кирпичного стиля», когда их штукатурят, теряют все! Кирпич перестает «играть» своей фактурой, когда он прилизан, замазан этим «желтяком». Еще Достоевский писал, что желтый — это цвет «казенщины», которая делает все одинаковым. Мышление наших архитекторов — это возврат к тоталитарному прошлому, когда все «иное» убирают. Даже индивидуальность зданий мешает. Это настоящее убийство архитектуры...» Михаил считает, что все, что нужно было сделать со зданием, — это очистить столетний красный кирпич от красной краски, которую нанесли в советские годы, и говорит, что компания-подрядчик предлагала этот вариант. Однако заказчики даже не рассмотрели такого решения.

«К сожалению, уже ничего нельзя «отыграть назад», — комментирует происходящее архитектор Герман Титов. — Это, конечно, варварство! Но на фоне того варварства, которое вокруг происходит, оно еще не самое страшное. Архитектура потеряла гораздо больше, когда, например, сняли кованые ворота у исторического музея и уничтожили кирпичные столбики с башенками. Или когда к конструктивистскому зданию лепят арочки! А здесь — только краска, и ее можно будет когда-то отмыть. Я надеюсь, что при тонком слое штукатурки кладка не перестанет играть, не потеряются светотени. Тем более, что краска предохраняет стены. И если не будет смазана или потеряна пластика фасада, если в кирпичи не вобьют болты и не испортят безвозвратно, то ничего чудовищного не произойдет».

Тем не менее возмущенные горожане собирают подписи под обращением в защиту здания ломбарда. Через депутатов посланы запросы в Министерство культуры и в Харьковский горсовет. Михаил Красиков уверен — если хотя бы одного чиновника или архитектора накажут за повреждение исторического здания, то это поможет сохранить оставшиеся памятники архитектуры.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ