Что такое медитация? Освобождение сознания от лишних мыслей, эмоций и концентрация на конкретной цели. Человек в сознательном состояние погружается в глубину своего сердца. Согласитесь, это довольно не традиционно для нас, и ассоцииру ется с родиной йоги — Индией. Тем не менее, в Киеве, да и по всей Украине, есть множество организаций, которые пытаются научить людей медитировать. Д а и самой медитации есть множество видов. К примеру, одно из основных направлений Раджа-йоги — медитация на сердце.
В группе по Сахадж Марг, практикующей Раджа йогу занимаются примерно 15-25 человек. Во время медитации они не садятся в круг и не держат друг друга за руки — человек должен чувствовать себя свободно. Потому каждый может разместится на стуле как ему удобно: с прямой спиной или ногами заложенными «по-турецки» — это не имеет никакого значения. В переводе с санскрита Сахадж Марг означает естественный путь. «Наша практика основана на принципе, что Бог существует в сердце каждого человека, — поясняет духовный практикант Юрий Королюк. — Ведь мы всегда описываем людей, их моральные качества в соответствии с состоянием сердца — добросердечный, каменное сердце, холодное сердце...». Вообще-то помещение, где занимаются медитацией, должно быть специально оформленным — то есть отвечать духовному настрою людей. Ну, а поскольку занятия Раджа йогой в организации «Естественный путь» бесплатные, денег на такое помещение нет. Вот и ютится группа в киевском Музее-аптеке. «Фактически, мы существуем на добровольные пожертвования. Если человек считает, что он может выделить из своей зарплаты какую-то сумму — он это делает, — рассказывает Юрий Королюк, — Тем более, считается, что платить за духовность — это тоже самое, что платить за воду или солнце».
На занятия по медитации может попасть любой желающий, только для начала нужно получить три вводных сидения (занятия). Практикант, так сказать, проводит краткий экскурс по медитации и учит основам и правильному пониманию Раджа йоги. «Как для изучения любых предметов нужен учитель, так и для того, чтобы научится избегать ловушек эго и самообмана, в Сахадж Марг считается необходимым иметь руководство — учителя, который выступает в роли проводника. А вообще термин «мастер» относится к личности, которая стала мастером самого себя, — рассказывает Юрий. — Кстати, многие люди думают, что во время медитации человек впадает в транс или состояние эйфории, но на самом деле это не так».
Вводные сидения не занимают много времени, их можно пройти всего за три дня и уже практиковаться вместе со всей группой. К примеру, бухгалтер Елена Гладаренко занимается медитацией всего несколько месяцев, но уже чувствует результат. «Пока я тут занимаюсь очень мало времени, но уже ощущаю позитивные изменения. Ведь духовная практика не может быть оторванной от реальной жизни, она призвана сделать ее совершеннее», — рассказывает Елена.
Кстати, как не странно, ведь медитация такой интимный процесс, самой эффективной считается коллективная... «Чем больше людей медитируют, тем больше внимания мастера они привлекают к себе. Потому коллективные медитации считаются более эффективными, — поясняет Юрий. — Да, это дает ощущение того, что ты не один, у тебя есть единомышленники». Впрочем, это не означает, что можно ограничить себя двумя занятиями в неделю. Каждый день, как домашнее задание, человек должен уединятся и медитировать. «Это развивает на духовном уровне», — поясняет Юрий.
Обычно занятия по Раджа йоге начинаются с медитации. Затем духовный практикант отвечает на вопросы группы о том, как должен проходить процесс медитации и очищения. Часто перенимать опыт коллег приезжают из других городов и даже стран. «Подобные центры Сахадж Марг существуют по всему миру, — рассказывает Юрий. — Цель нашей практики исключительно духовная. Раджа-йога помогает человеку достичь взаимопонимания между сердцем и умом, направляем внимание с окружающего мира внутрь самих себя».
Вообще, основатели Сахадж Марг-йоги полагали, что «мы становимся тем, на что мы медитируем». Также они считали, что медитация бесполезна без очищения от самскар — затвердевших негативных эмоций и переживаний, которые остаются в душе. Привязанность к мыслям, по их мнению, создает впечатления, которые ведут к действиям. Последние в свою очередь приводят к привычкам, которые формируют характер, а характер создает или определяет судьбу. «В течение жизни они накапливаются, препятствуют духовному развитию и усложняют жизнь. В одной и той же ситуации один человек может поступить по-разному. В одном случае он избежит неприятностей, в другом — только усугубит свое положение, — рассуждает Юрий. — Следовательно, вся наша жизнь зависит от нас самих, точнее от наших эмоций».
Многие специалисты считают, что именно умиротворение и равновесие, которое так редко встречается в бешеном ритме жизни, заставляет современных людей обращаться к медитации и «йоге ума» . К примеру, Юрий Королюк узнал про Сахадж Марг совершенно случайно. Оказалось, что человек, арендовавший рядом с Юрием офис, давно занимается Раджа-йогой. «Мы часто виделись, общались, но я даже и не подозревал, чем он занимается, — рассказывает духовный практикант. — А однажды у меня были проблемы, я сильно нервничал, не знал как их решить. Мы вместе вышли на перекур, поговорили, и он мне предложил заняться йогой. Так все и началось». Так называемые вводные сиденья, краткие положения перед групповыми занятиями, Юрию давал Анупам. Сам по происхождению индус, он начал заниматься практической медитацией только в Украине... И кстати, считается одним из организаторов представительства школы Сахадж Марг в нашей стране. «Первые занятия я, конечно, посещал с осторожностью — присматривался, а потом почувствовал, что начал меняться изнутри, — продолжает Юрий. — Я по-другому начал относится к жизни, спокойно реагировал на вещи, которые раньше меня раздражали. Правду говорят, что если хочешь изменить мир, начни с себя. Так вот, я себя изменил».
КОММЕНТАРИЙ
Александр ГУБЕНКО , кандидат психологических наук, редактор журнала «Практическая психология и социальная работа»:
— В принципе, состояние медитации — не такое уж и нетрадиционное для нас. Оно всегда было элементом нашей духовной культуры. К примеру, медитативным можно рассматривать молитвенное состояние, службы в храмах, хоровое пение и даже созерцание икон. Другое дело, что медитация, так сказать, на индийский лад не совсем свойственна нашей культуре. И ортодоксальная церковь находит в этом угрозу для духовного состояния человека. Но люди обращаются к медитации, чтобы уйти от внешних раздражителей, ищут духовных переживаний, покоя, положительных эмоций и отдыха. И медитация дает возможность думать не о насущных проблемах, а о духовных ценностях. Во многом на человека влияет состояние политики, неудовлетворенность ее социальной частью, утрата доверия к власти. Вот люди и начинают искать что-то успокаивающие, вызывающее доверие. Кстати, мне известны случаи, когда после медитации у человека улучшалась память, активизировались умственные способности. Но если человек ищет Бога только в своем сердце и не признает его объективного существования, это может привести к плохим последствиям. К примеру, после определенных логических процессов он может начать думать, что сам является богом. Это может развить гордыню.