Автор предисловия доктор искусствоведения Леся Смирная пишет: «...Своей жизнью как игрой, своим изрядно «закрученным» отношением к миру она несколько десятилетий творит миф о себе и своем искусстве.
И вот появилась книга под названием «Художник Ольга Петрова в текстах сучасників». Что это — опять миф, который творят современники? Форма исповеди устами арт-критиков, игра с жизнью? Кажется, все вместе.
В книге поданы тексты украинских культуроведов, неравнодушных к искусству, формам его становления в условиях непростой истории Украины со второй половины XX века — до современности. Под одной обложкой сосуществуют искусствоведческие, культурологические, философские и журналистские рефлексии авторов, которые благосклонно относятся к художественной игре с цветом и вообще художественному творчеству Ольги Николаевны. Со страниц книги словно всплывает осознание, что, несмотря на геноцидные ужасы, запреты, ревность, неприятие, Петрова говорит себе: «Я это могу и я это сделаю».
Книгу начинает Иван Дзюба статьей «Більший за самого себе» (1968), посвященной Сервантесу, его «Дон Кихоту» и молодой илюстраторци литературного шедевра. Статья тогда не была напечатана, поскольку редактор увидел в ней какой-то антисоветский подтекст. Не менее драматична «дантеана» Петровой, которую В.Касьян видел сюрреалистической. Но художница следовала именно реализму буквы и духа «Божественной комедии». Следовательно, возникает погруженная в мировой контекст иллюстрированная графическая дантовская серия (1970—1974 годы), которую можно считать изящным выходом за пределы арт-хаусной репрезентации на ступень «осевого времени» (К. Ясперс). Уже тогда, в первой половине брежневских 70-х, в работах этой серии отражена попытка побега за пределы окружающей советской реальности, в метафизически-средневековое пространство мировой литературы — действительно реальной — в многоэтажье выдумок, коридоры фантазии, закоулки иронии и лоджии гротеска, что роднит эти произведения с произведениями Дюрера.
Несмотря на жесткое игнорирование личности Петровой в 1970—1980-х, иллюстрации к шедевру Данте имели счастливую судьбу: их приобрел Музей книги и книгопечатания Украины (Киев), Британский музей (Лондон), дважды они были экспонированы во Флоренции.
Через несколько десятилетий книга по мотивам кандидатской диссертации Ольги Николаевны об иллюстрировании Данте издана в Киеве (2009) под эгидой Итальянского института культуры в Украине, Украинского общества Данте Алигьери и с помощью Н. Ф. Баллони, UniCredit Bank и С. Беньяминова.
В 1990-х, в атмосфере творческой свободы, которая, словно девятый вал, захлестнула, закрутила, вознесла украинское искусство, наряду с современниками и художниками молодого поколения фактически родилась Петрова как колорист — автор живописных серий.
С 1989 года и по сегодняшний день она ежегодно создает новую серию «географических» полотен: Испания, Франция, Япония, Индия, Норвегия.
Весь объем авторов, писавших о творчестве и произведениях Ольги Петровой, составляет, так сказать, своеобразный зрительный зал, в затемненной интимности которого происходит почти кинематографическое зрелище, конечно, стоящее если не открытого солнечного света, то хотя бы печатного мира, в котором обыденное и случайное превращаются в вечное.
Книга, которая задумана и выполнена как форма благодарности современникам, причастным к творческих усилий «мифотворца», словно приглашает читателя в своеобразное культурологическое общество, клуб единомышленников.
Идею издания поддержал Институт проблем современного искусства НАМ Украины, его директор, академик В.Сидоренко. Тексты каждого эссе иллюстрированы произведениями Петровой, что придает книге образную харизму.
Своего рода коллективная монография «об Ольге Петровой» с исторической убедительностью всплывает перед глазами будущего историка искусства и — шире — историка культуры, который, наверняка, удивится не только ее жанровой оригинальности, но и синтезу художественного мироощущения, академической изысканности и артистического пера авторов, представленных на этих страницах».