Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

К барьеру

Львовские инвалиды отстаивают свое право на свободное передвижение
2 сентября, 2005 - 20:19
ТРАДИЦИОННЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ КО ДНЮ КИЕВА. КАК ПРАВИЛО, СВОЕ МАСТЕРСТВО КОЛЯСОЧНИКИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ПОД СТЕНАМИ МЭРИИ, В КОТОРУЮ, КСТАТИ СКАЗАТЬ, ИМ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ТАКЖЕ НЕ ПОПАСТЬ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Ярослав Грибальский, председатель Львовского областного отделения Фонда реабилитации инвалидов — один из инициаторов внедрения в жизнь так называемой программы безбарьерности: комплекса мер, направленных на то, чтобы каждый, включая и людей, которые передвигаются на колясках, смог «войти» в большинство государственных учреждений. К слову, его побаиваются практически все львовские предприниматели, ибо если его подпись не стоит на соответствующем разрешении, то нельзя будет открыть во Львове ни кафе, ни аптеку, ни магазин…

Впрочем, подходя к месту, где мы договорились встретиться, я застала Я. Грибальского как раз в тот момент, когда он безуспешно пытался преодолеть бордюр, отделяющий проезжую часть улицы от пешеходной.

— Вот еще одно свидетельство того, что Президент был прав, принимая 1-го июня этого года Указ «О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий жизни для людей с физическими недостатками». В начале сентября чиновники должны отчитаться о том, как идет претворение в жизнь этого указа, но должен подчеркнуть, что что-то внятное сказать в свое оправдание им не удастся. Я и мои единомышленники объехали практически всю Украину и убедились, что никуда(!) инвалиды добраться не в состоянии. Указом предусмотрено создание доступности к административным учреждениям и, прежде всего, ко всем министерским зданиям, обл- и райадминистрациям. Во Львове, например, лишь в Зализничной райадминистрации после полутора лет настоятельных просьб сделаны специальные подъезды к зданию. И должен подчеркнуть, что работы оказались не очень затратными. Зная, что практически все райадминистрации — это бывшие типовые здания райкомов партий, и Зализничный в том числе, можно сделать вывод, что, если здесь сумели, то и иные смогут технически «преодолеть этот барьер».

— Сегодня все больше детей, которым трудно передвигаться, все-таки стараются учиться в обычных школах. Как они туда добираются?

— С огромным трудом. А ведь указ предусматривает создание в школах и возможностей подъезда, и туалетов, в которых могла бы развернуться коляска. Конечно, не в каждой школе можно создать необходимые условия для инвалидов, но хотя бы определить, в каких именно и какие на это уйдут средства за это время можно было.

Еще одна проблема. Постоянно идет ремонт улиц, но об инвалидах никто не думает. Что, потом будут переделывать заново? Во Львове, правда, в последнее время именно об этом не забывают. А вот в других регионах — проблематично.

— А транспорт?

— Это еще одна головная боль. В указе отмечено, что при покупке городского транспорта необходимо отдавать предпочтение моделям максимально приспособленным для передвижения инвалидов. Что, конечно же, тоже не делается. Покупается все, что под руку попадет или выгодно кому-то, но только не нам. Я недавно полюбопытствовал в институте автобусостроения, разработана ли модель с учетом инвалидных колясок? И мне сказали, что да, такая модель разработана, но никто ею никогда даже не интересовался и не заказывал. Тендерный комитет, который работает сейчас на Львовщине по закупке нового городского транспорта, получил письмо с нашими просьбами. Но опять же никто о нем не вспоминает.

Кстати, наша организация получила два гранта. Один — для мониторинга административных учреждений — в области и городе Львове по доступности для инвалидов. И второй — для разработки городской программы по безбарьерности (горжусь, что более 80% наших предложений учтены в указе Президента Украины). Еще в феврале мы эту программу передали во Львовский горсовет, но ни одна сессия не поднимала вопроса о перечне первоочередных объектов, которые могли бы стать доступными для инвалидов, о правилах парковки автомобилей... Сегодня инвалиды падают в открытые люки, их сбивают автомашины, они вообще не в силах передвигаться из-за высоких барьеров и лестниц, которые выстраивают даже там, где их прежде не было, а был просто скат… Ранее я мог подъехать к памятнику Вячеславу Черноволу, что у здания областной администрации, а теперь там зачем-то сделали лестницу! Еще постановлением Кабмина 2003-го года было решено разработать в каждой области свою программу по ликвидации архитектурных барьеров. У нас в области такая программа есть, и она отличная, нет только особых результатов ее претворения в жизнь.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ