Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации одобряет идею строительства моста через Керченский пролив и будет способствовать ее реализации, — к такому выводу пришел глава этого российского ведомства Герман Греф после встречи в Москве с руководителями Крыма. Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко и председатель Совета министров АРК Виктор Плакида посетили с рабочим визитом Москву по поручению премьер-министра Украины Виктора Януковича. Они приняли участие в совещании, которое проводил министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф, где обсуждался вопрос строительства перехода через Керченский пролив и все проблемы, связанные с этой идеей. С российской стороны в обсуждении проблемы принимали участие также министр транспорта Игорь Левитин, заместитель губернатора Краснодарского края Александр Иванов, руководители ряда департаментов.
Участники совещания в Москве договорились о том, что более детальное рассмотрение идеи и предлагаемых проектов и технологий будет рассмотрено 20 сентября на ежегодном экономическом форуме в Сочи. Как утверждает Анатолий Гриценко, если начать строить мост с украинской и российской стороны одновременно, то завершить работы можно будет не за два года, а за год и два или четыре месяца. Он сообщил, что в ходе обсуждения в Москве специалисты обоих стран согласились с тем, что из четырех вариантов перехода через пролив («День» писал об этом в № 136 за 15 августа 2007 года) наиболее оптимальным является Еникальский, который расположен практически на том же месте, где сейчас действует паромная переправа.
Анатолий Гриценко сообщил, что руководители Крыма отдали министру экономического развития и торговли России крымский вариант проекта межправительственного соглашения между Россией и Украиной о строительстве моста. Крымской стороной было также предложено подписать меморандум между Российской Федерацией и Украиной о начале строительства перехода. Это, по словам Анатолия Гриценко, даст возможность начать комплексное проектирование с привлечением специалистов наших стран. Он подчеркнул, что до этого, сколько ни говорилось о строительстве моста, ни разу не было принято никакого решения на межгосударственном уровне, не было даже комментариев высших должностных лиц Украины и России по поводу этого проекта.
Глава крымского парламента подчеркнул высокую заинтересованность российской стороны в осуществлении такого транспортного перехода. Его строительство особенно актуально в связи с проведением в 2014 году зимних Олимпийских игр в Сочи, а также с проведением в 2012-м чемпионата Европы по футболу в Украине. Зрители и спортсмены могли бы существенно сократить путь, а между Европой и Южной Азией, как раз по трассе исторического Великого Шелкового пути, могли бы появиться новые транспортные магистрали.
По словам главы крымского правительства Виктора Плакиды, еще рано говорить о каком- то конкретном проекте моста. Для этого правительством обеих стран следует еще согласовать строительные нормы, которые у нас с Россией теперь значительно отличаются, объявить тендер, провести геологические исследования и только потом среди нескольких будет принят один проект, который и может быть реализован. Однако на стадии предпроектной подготовки в Москве, в частности, рассматривалась как перспективная для применения на этом строительстве технология строительства морских эстакад, применяемая компанией «Спецфундаментстрой» (г. Геленджик). При обсуждении проекта в Москве была названа также общая сметная строительно-монтажных работ на строительстве моста по этой технологии — 480 млн. долларов. Для такого проекта, реализация которого рассчитана на два года, считает Анатолий Гриценко, 480 млн. — небольшая сумма. Российская Федерация, по его словам, готова выделить ее в полном объеме. «Но мы бы хотели, чтобы в этом участие принимали и украинские инвесторы или украинский бюджет», — отметил он. По мнению главы крымского парламента, и для Украины выделение 125 млн. долларов в год на реализацию такого «долгоиграющего» проекта — тоже сумма небольшая. Во сколько обойдутся припортовые сооружения, реконструкция подъездных путей, строительство необходимой инфраструктуры пока не известно, но, по словам Анатолия Гриценко, их стоимость будет определяться позже.
Анатолий Гриценко опроверг утверждения политических оппонентов по поводу того, что тема строительства перехода через Керченский пролив поднимается сейчас в связи с избирательной кампанией. Он напомнил, что задача начать такое строительство была поставлена крымским парламентом еще в прошлом году. По этому поводу прошел ряд совещаний, и даже была проведена презентация проекта в Верховной Раде АРК в то время, когда об избирательной кампании речь еще не шла. «Мы не хотим закапывать очередные капсулы в керченскую землю, а хотим, чтобы был реализован реальный проект перехода через Керченский пролив», — сказал Анатолий Гриценко. По его словам, все, что требовалось сделать для этого крымской стороной, сделано: проект решения передан и в правительства наших стран, и в МИД Украины, а также президентам России и Украины. Теперь остается ждать, чтобы на дипломатическом уровне был решен вопрос о подписании межправительственного соглашения или хотя бы меморандума.