Изредка в приемной городского головы Львова Василия Куйбиды появляется пожилой человек в казацких шароварах, вышитой рубашке, с саблей. Занимает очередь на прием и ожидает, расспрашивая горожан о том, о сем. Затем решительно переступает порог кабинета и довольно сурово говорит о своем видении проблем города и роли «пана голови». Объяснения или отказы не принимаются, в конце концов, Василий Степанович и не пытается сделать это. Ведь общественные интересы отстаивает неугомонный и вездесущий (хотя и инвалид без ноги) человек — «народный политик» Степан Куйбида, отец.
Наверное, в глубине души он гордится тем, что сын политзаключенного не опозорил святые отцовские идеалы, что во время повторного избрания на должность председателя за него проголосовало 75 процентов избирателей. Но ведь власть портит многих людей, поэтому надо следить, чтобы сын не подхватил политический «вирус». Профилактическое промывание мозгов не повредит. А тем более — перед визитом Святейшего Отца — Папы Иоанна Павла II, который впервые приедет в Украину. Перед таким гостем все будут держать экзамен...
— Господин Куйбида, в наш город прибудет не просто глава церкви и государства Ватикан, а еще — большой гуманист мирового уровня. Возможно, он поможет нам вырваться из сетей суетности и блуда, в которых находится ныне общество из-за событий последних месяцев. Эти события нуждаются в оперативном реагировании всех ветвей власти, всех гражданских институтов, так как „высшие должностные лица не могут находиться долгое время под подозрением в причастности к тяжким преступлениям. Это деморализует общество. Подобные факты в кратчайший срок должны быть опровергнуты или подтверждены», — говорится в обращении Львовского городского совета к Президенту Украины и к Верховной Раде Украины. Как сказались политические процессы, происходящие наверху, на деятельности власти внизу?
— Трижды в месяц мне дают результаты опросов жителей города по доминирующим проблемам. Я хочу иметь прямую, беспристрастную связь с общественностью и знать о результатах выполнения решений городского головы. С тех пор как начались скандалы, социально-психологический климат в городе негативный. Люди начинают не воспринимать власть в целом. Вынуждены очищать государственный механизм изнутри. И укреплять доверие к органам управления. Не столько экономические недостатки, сколько деморализация общества отвлекает нас от надлежащего законодательного обеспечения функционирования различных ветвей власти. Хорошо, если «перемалывание костей» вынесет нас на какую-то высшую ступень и мы получим новые знания. А если это затянет нас вниз? Должен быть диалог с оппозицией — быстрый и эффективный.
— Ведете ли вы такой диалог на местном уровне? Скажите, депутатская фракция «Нове місто» неоднократно заявляет о том, что необходимо новое мышление, новые подходы к развитию города. Похоже, вам дышат в затылок...
— Я радуюсь, что в городском совете собрались люди, которые мыслят самостоятельно, высказывают свое мнение. Это дает возможность представительному органу принимать качественные решения. Но спросите себя: что такое оппозиция, а что — манифестация, чтобы и тебя заметили? Оппозиция должна влиять на события, формировать свою политику. Если взглянуть с такой точки зрения, — я не вижу оппозиции. А что касается проектов развития города, — я прочитал их несколько десятков, в разработке многих сам участвовал, работая в конструкторском бюро политехнического института. В 1994 — 1995 гг. сразу после выборов, мы разработали стратегический план развития города до 2020-го года. Документ был утвержден Кабинетом Министров. Понятно, время идет и нужно сверять, не изменились ли приоритеты, не нужны ли изменения в программе. Меня радует то, что все больше людей обращает свое внимание на городские проблемы. Программа разрабатывалась не в кабинетной тиши, я считал, что к ней следует привлечь как можно больше ученых, специалистов. И если возникнет новая группа, сомнительно, что она будет действовать вне круга людей, которые уже работали, и перечеркнет их усилия.
— Прошло пять лет с начала реализации программы, уже можно подытожить то, что сделано. Львовяне имеют все основания выставить городскому голове первые плюсы — за обновление центральной части города, за внесение ее в список исторического наследия ЮНЕСКО...
— Когда мы в 1994 году предлагали концепцию развития города, было много критических замечаний, которые касались прежде всего существования промышленного комплекса. В концепции говорилось, что у нас нет рычагов влияния на предприятия, не являющихся нашей собственностью. К тому же 67 процентов их сориентированы на ВПК. Это же голый популизм — утверждать, что мы самостоятельно возродим такой комплекс. Нет ни рычагов, ни правовой среды. Встал вопрос: чем же будет заниматься городская власть? Тогда инвестиции во Львов были мизерны. С 1986 —1987 годов деньги, которые приходили в город, начали сокращаться по причинам политическим. Львов начинал борьбу за независимость, а поэтому на всех уровнях ему обрезали финансовые потоки, чтобы «поставить на место». Вследствие этого обострились проблемы в городе, в том числе с сохранением памятников архитектуры. Дома, стоявшие несколько веков, начали трещать и падать. Поэтому мы решили, что доминантой программы будет превращение города в культурный, научный, туристический центр. После распада Союза мы не смогли быстро присоединиться к мировой системе туризма. И свой внутренний туризм мы также запустили. Следовало начинать с нуля — создавать имидж Львова в Украине и за ее пределами. Для этого нужно было, чтобы сюда приехала леди Клинтон, чтобы состоялся саммит, и наконец — чтобы приехал Папа Римский.
— Теперь мы знаем, что инициатива шла снизу, от вас...
— И от нас в том числе. Если бы я сказал об этих замыслах сразу, меня, наверное, назвали бы... авантюристом. В 1996 году я возглавлял украинскую делегацию на праздновании в Риме 400- летия Брестской Унии. Тогда же пригласил Папу Римского посетить наш город. Четыре года прошло пока эта идея стала близкой к реализации. Надо было много поработать во многих кругах, обсудить эту идею со многими политиками и управленцами, общественными организациями. Эту идею поддержал Президент Украины и принял соответствующее решение. А Президент никогда не примет решения, если не будет создана положительная ситуация. Мы пытались создать ее в городе. Так же работали в свое время над приездом леди Клинтон, обращались с просьбой о саммите. Я благодарен Президенту Украины за это решение, а мы уже пытались потом сделать все возможное, чтобы мероприятия прошли на высшем уровне...
— Очевидно, приезд Папы — это не просто имидж-проект...
— Конечно, Папа Римский — глава государства Ватикан, и его первый визит в Украину означает, что мы не мыслим себя вне духовной, культурной жизни Европы. Визит Папы рассматриваем в политическом и морально-этическом аспектах. Я верю, что приезд большого гуманиста должен создать качественно новую психологическую ситуацию. Надо утверждать ценности человеческой жизни, личности и толерантности. И вернуться к религиозным ценностям. Я не говорю о каком-то виде христианства. Каждый выбирает, какой ритуал ближе. Лао Дзы утверждал, что ритуалы нужны людям несовершенным. Ибо совершенные чувствуют, что и как делать. А ритуалы культивируются, чтобы привязывать людей к морально-этическим нормам. Не так важно, католик ты, греко-католик, православный или протестант. Важно вернуться к христианским ценностям, которые культивировало человечество в течение двух тысячелетий. Для части общества эти ценности перестали быть близкими из-за государственной машины воинствующего атеизма. Мы ожидаем создания нового морально-этического климата в городе, и я убежден, что так и произойдет. Львовяне готовят свои души к общению с Папой, чтобы воспринять его мысли и помыслы. Мы провели во Львове День примирения с привлечением различных конфессий, иудеев и мусульман. Опросы показали, что 98 процентов львовян одобрили эту акцию. Это подтверждает, что львовянам присуща толерантность, она создавалась веками. Лично я был бы счастлив, если бы мог приобщиться к высоким помыслам, которые были обнародованы через энциклики и обращения Папы и используются людьми бескорыстными для того, чтобы наш дух был светел, а нравственность — высока.
Есть еще и меркантильная вещь: приезд Папы — это еще одна возможность заявить о Львове. В течение трех дней о Львове будет слышать весь земной шар. Сюда приедет около полутора миллиона гостей. Какая инвестиция в город!
— И в то же время немало таких организационных проблем, которые впервые встанут перед городом.
— Как только был подписан Указ Президента Украины о визите главы государства Ватикан Папы Иоанна Павла II, мы создали оргкомитет и исполнительную дирекцию. Вообще, мы с 1994 года работаем в городе по программам. Если утверждена какая-то программа и есть ответственный за ее выполнение, остальные управленцы подчинены ему, городской голова тоже, если есть такая потребность. Это — не наше изобретение, так в мире работают давно. Жаль, что в советские времена не было науки управления как такой и вся наука проводилась через высшие партийные школы. Фактически серьезных теоретических разработок нет. Изучаем опыт других государств и ищем такие формы работы, которые отвечали бы нашему законодательному полю.
Наша делегация побывала в Кракове, который Папа посещал уже шесть раз, и встретилась с организаторами его визитов. Коллеги поделились нюансами, о которых мы и не подозревали, предложили помощь. Надеемся на поддержку всех львовян и прежде всего религиозных общин. В Польше они все взяли на себя — от приглашений верующих до их размещения. Мы понимаем, что у нас материальное положение церкви — не лучше, поэтому будем помогать. Уже начались работы в соборе Святого Юра, на восстановление которого Кабмин выделил 4,5 миллиона гривен. Хочу отметить, что Кабмин выделил средства не только потому, что приезжает Папа Римский. А потому, что вместе с центральной частью Львова собор включен в список памятников ЮНЕСКО. Проблема Святоюрского комплекса сложна тем, что в свое время после ликвидации УГКЦ из зданий выселили в «теплые края» священников, монахов и предоставили квартиры простым жителям. Ныне для их отселения нужны 42 квартиры, которые стоят 2,8 млн. грн.
Будет реконструирован парк Богдана Хмельницкого. Это также плановая работа, приуроченная к 50-летию парка, а не к приезду Папы. Т.е. в наши многолетние программы мы «вписываем» новые проекты. На летней эстраде парка, вмещающей 5 — 7 тысяч человек, состоится встреча Папы с духовенством. Будут благоустроены ипподром и прилегающие территории... Впоследствии их можно будет использовать для организации большого торгового центра. Не все делается за средства бюджета. Пытаемся заинтересовать серьезных деловых людей и содействовать реализации этих интересов. Таким образом выиграют все.
В гостиницах у нас больше 2 тысяч мест, всех гостей не разместить. Используем военные городки, студенческие общежития. Церковь будет размещать людей через своих верующих...
— Оппозиционеры или псевдоопозиционеры заявляют, что Василий Куйбида — политик, а городу нужен хозяйственник. Некому, к примеру, с собаками порядок навести — оставляют «автографы» на мостовой...
— Я не подменяю дворника. Он имеет свою компетенцию, а городской голова — свою. И что мы понимаем под словом «политика»? Партийная принадлежность — это одно, а управленческая политика — другое. Воспользуюсь примером шестилетней давности. Тогда городской голова для развития города принял решение: сломать старую управленческую машину и построить новую. Я благодарен преподавателям-юристам Национального университета, которые помогли найти щель в действующем законодательстве, в которую мы втиснулись. Были проверки Верховной Рады и прокуратуры. Были обвинения в адрес городского председателя — мол, нарушает Конституцию. Мы распустили районные советы в городе, и нужно снять шапку перед городской общиной, поверившей нам. Вследствие реформы мы на 30 процентов сократили аппарат управленцев, увеличили оплату и подобрали хороших специалистов. Концентрация умных людей дала возможность наработать качественные реформы. Мы исходили из прагматических целей. Если бы тогда был закон, который разграничивал бы полномочия и функции различных уровней советов, мы бы этого не делали.
— Хочу вернуться к готовности львовян воспринимать реформы. Предлагаю вместе сделать исторический экскурс и попробовать охарактеризовать особенности ментальности жителей Львова. С одной стороны, толерантность, с другой — бунтарский дух «кухни» революционных процессов. В свое время львовяне шутили: что мы сварим на нашей политической кухне — то на востоке будут кушать... Вот сейчас разгорелась не дискуссия, а настоящая информационная битва по поводу спектакля «У.Б.Н.» в театре имени Марии Заньковецкой. Одни считают, что спектакль порочит образ украинских националистов, другие делают выводы по поводу избирательных технологий и образа бывшего генерала КГБ. Дискуссия по поводу творческого произведения едва не превращается в рукопашную.
— В течение десятков лет у нас культивировали враждебность, злобу: кто не с нами, тот против нас, врага необходимо уничтожать. Злобу впрыснули в нашу кровь и ее нужно выдавливать с каждой каплей. Это — вирус, возбудитель болезни, который начинает действовать, когда соответствующим образом складываются обстоятельства. Есть только небольшая группа людей, у которых этого вируса в принципе нет.
— Есть ли он у вас?
— Я его изживаю, или во всяком случае свел к минимуму — через воспитание родителей и самовоспитание. Когда маму посадили в тюрьму, ее товарищ свидетельствовала против нее на сочельник. После тюрьмы и лагерей — годы в больницах. Ей не давали шанса на жизнь, но мама, Слава Богу, жива. И молится, чтобы Бог простил тех, кто с ней так поступал. Я не могу сказать, что я такой, как мать. Но то, что я видел ежедневно дома, не могло не повлиять...
Львов был построен на перекрестке торговых путей. Он был восприимчивым для различных новаций, переплавлял их в себе, как в тигле, и привносил что-то свое. И этим привлекал не только купцов, которые везли сюда свои товары, но и вольнодумцев. Так еще в средние века формировалась психология жителей. Город был и до сих пор остается полиэтничным, но когда наступала какая-то внешняя угроза, все сплачивались и вместе боролись. Так создавалось чувство львовской общины как целостности. Чтобы стать членом Львовской общины, нужно было иметь ручательство трех уважаемых в городе людей. Это было почетно! Ради этого дворяне отрекались даже от своих привилегий. На протяжении веков Львов был не просто городом. Он определял социально-экономические и политические события в крупном регионе Европы, был столицей короннного края Австро- Венгрии. Все это не могло не проектироваться на современность. Для нас идентификация с городом является определяющей и меня это радует. Люди, живущие здесь, смотрят широко на мир и считают своим долгом влиять на события или даже инициировать их, чтобы происходили процессы, которые нужны государству, человечеству...
— По-видимому, поэтому Папа Римский и дал согласие на приезд. Благодарю за разговор.
СПРАВКА «Дня»
Василий Куйбида — городской голова Львова. Родился 8 мая 1958 года в городе Инта, в Коми АССР. Кандидат физико-математических наук, почетный доктор Львовского национального университета имени И.Франко, почетный доктор философии Украинского свободного университета (Мюнхен), вице- президент Ассоциации городов Украины, вице-президент Конгресса местных и региональных властей Европы, член национального Совета ЮНЕСКО, член Национального Союза писателей Украины. В его научном наследии — десятки статей по различным отраслям математики, экономики, строительства, теории управления, правоведения.