Сегодня, как никогда со времен новейшей истории Украины, вопросы национальной безопасности Украины, непосредственно — судьба силовых структур — стали заложниками политического противостояния Президента и его окружения с правительством и антикризисной коалицией. Ломание копий, казалось бы, достигло апогея, однако это только прелюдия активизации того противостояния, которое ожидается.
Борьба ведется уже не вокруг судьбы действующей Верховной Рады и возможности ее переизбрания, — началась президентская предвыборная гонка. Фальстарт? Покажет время. Претенденты хотя и не называют себя в этой роли как таковыми, а то и прямо присягают Президенту на верность и отсутствие даже в мысли «перейти дорогу» ныне действующему главе государства, действуют активно, откровенно и нагло. Противники в борьбе за «гетманскую булаву» перестраиваются, расставляя своих людей на ключевых постах, укрепляют свои ряды, привлекая к ним новых членов и «отстраняя» тех, чья лояльность вызывает вопрос, и уничтожают, уничтожают представителей «вражеского» лагеря. Позиционная война насыщена «партизанскими вылазками», «разведка боем» стала повседневной практикой, в повестке дня откровенный «политический терроризм».
Наступательная позиция Президента связана, бесспорно, с назначением Виктора Балоги на должность председателя Секретариата и предоставлением ему особых полномочий. Он самым тщательным образом, как егерь, загоняющий дичь для своего правителя и отстреливая негодную, берется за дело, видя свою сверхзадачу в наведении порядка во власти на местах хотя бы за счет переформатирования силовых структур. В Секретариате под контроль берут силовые ведомства. Кадровая война в разгаре. На плаху ради укрепления позиции Президента и его окружения кладут головы руководителей СБУ в нескольких областях. Аттестационная комиссия в недрах СБУ — главный инструмент кадровой чистки. Следует отставка главы СБУ Игоря Дрижчаного как будто по собственному желанию. Словно кость бросают ему «генерала армии». Чтобы никуда не делся, — потому что хорошо знает, да и неформальные связи его с ГПУ тяготеют, оставляют при себе — дают должность у Виталия Гайдука в СНБО. Соответствующие указы Президента претворяются в жизнь, но вот загвоздка — вопрос об освобождении не согласован с Верховной Радой.
В общем стремительный и никем неожидаемый взлет Игоря Васильевича, когда он день в день с объявленной отставкой Александра Турчинова стал во главе СБУ, был обречен. Противостоять окружающей среде профессиональных интриганов, системе, начало которой было положено во времена предшественника, мог только такой же интриган. К сожалению, или к счастью, Дрижчаный таким не был. Подслушивание и подсматривание друг за другом, раздоры и взаимные обвинения не только стали нормой, но и достигли буйного расцвета, в то время, когда при объективных и субъективных обстоятельствах Дрижчаный был лишен возможности вести жесткую кадровую политику, а те перестановки, которые имели место, были продолжением перманентной реорганизации без сколько-нибудь осознанной цели. А СБУ уже давно, как ни какое другое силовое ведомство, нуждалось в кардинальных изменениях и кардинальной реорганизации, которые были подменены «стратегией» раздробления и распыления. Приход Виктора Балоги, как мы уже отмечали, ознаменовал новую политическую эпоху — эпоху войн, «холодных» и, по нашим прогнозам, в ближайшее время «горячих» (вот такой он человек). В этих условиях быть над ситуацией Дрижчаному позволить никто не мог. Поэтому — отставка.
Тем временем обеспокоенные активностью Президента (читай Балоги и Ко) антикризовщики отказываются не только освободить Дрижчаного, но и начинают активные противодействия — во главе МЧС появляется одиозный оппонент Балоги — Нестор Шуфрич, а на смену самоназначенному «терминатору» от революции в МВД приходит коалиционный выдвиженец Василий Цушко.
Противостояние вокруг силовых ведомств обостряется, «чудом» обходя одну из немаловажных фигур — Анатолия Гриценко, — на защиту судьбы министра Вооруженных сил Украины согласилась сама координаторша антикризисной коалиции Раиса Богатырева. Впоследствии в СМИ просачивается информация о договоренности с Виктором Януковичем, и Гриценко оставляют в покое, пока что…
Министр внутренних дел Василий Цушко представляет руководящему составу МВД семь своих новых заместителей. Виктор Ющенко настаивает, что назначение на должности руководителей силовых ведомств и их заместителей должны согласовываться с Президентом и приостанавливает действие правительственных постановлений о назначении этих заместителей министра внутренних дел. «Ющенко превысил свои полномочия», — утверждает Минюст. НСНУ поднимает шум, что Цушко начинает кадровые чистки, появляется заявление Лидии Поречкиной, возмущенной ситуацией в отношении ее освобождения с должности заместителя: «Я не писала заявления об освобождении, я вообще нахожусь на больничном». Ситуация подобна той, когда «собака лает, а караван…».
Виктора Ющенко опять подставили. И даже руководитель департамента по связям с общественностью МВД Константин Стогний поучает Президента: «Как министр будет выполнять свои функции, если не он будет формировать аппарат своих заместителей? Если министр дал команду, они должны ее выполнять».
Задача-максимум, которую поставил перед собой Виктор Балога и которая совпадает с его личными дальновидными интересами, и это прослеживается во всех его высказываниях и действиях, — представить Президента сильным. Это кардинальное изменение в имидже-проектировании личности Главы государства. До этого «любі друзі» как с умыслом, так и неумышленно подчеркивали, что Виктор Ющенко как Президент является сильным своей слабостью. Взвешенность сопровождала нерешительность, поиск компромиссов обнаруживал растерянность, настойчивость следовала за давлением окружения и обстоятельств, вследствие чего всем становилось понятно, что слабости политической позиции пытаются придать статус стратегического мышления. Пересилив себя, в конце концов, Президент пытается избавиться от «любих друзів». Однако независимо зависимым Виктору Ющенко быть психологически более комфортно, чем зависимо независимым. Когда Евгений Червоненко в «ссылке» и на празднование по случаю годовщины Майдана приглашения не получает, если Давид Жвания громко хлопнув дверями в «Нашей Украине» провозглашает новый Майдан, когда тот же Петр Порошенко, забыв унизительные замечания в отношении себя со стороны лидера БЮТ, говорит об объединении с Юлией Тимошенко, а ему вторит другой представитель «любих друзів» Александр Третьяков, пастбищем президентской приверженности полностью овладевает Юрий Луценко. Ему примеряют немало штанишек, однако одни маловаты, другие по росту казалось бы и не плохие, однако, как и в Секретариате, в отношении роли Луценко свои взгляды есть, так и у Юрия Витальевича свои амбиции имеются. Масла в огонь подливает Виктор Ющенко, говоря, что «уже думал» о назначении Луценко главой СБУ «положительно» и «в самом широком смысле», в то же время сожалея, что «один вопрос только — провести через парламент». О важности контроля над силовыми ведомствами ему, Виктору Андреевичу, советники все уши прожужжали. И он и сам это понимает — СБУ, как политический надзиратель, рычаг самый весомый, Вооруженные силы — аргумент, однако в нынешних условиях также пристального внимания требуют.
Тем временем экс-министр МВД, действительный советник Президента не сидит без дела — инициирует создание общественного движения «Народная самооборона» и призывает всех сознательных граждан присоединяться к нему. Такая инициатива Луценко вызвана: беспределом команды, которая сейчас находится при власти». «Узурпатор не персональный, как когда-то Кучма, а коллективный — антикризисная коалиция», — говорит он. Именно с ним собирается бороться Юрий Луценко. Однако без Юлии Владимировны — никуда. В своем новом «забеге» Юрий Луценко заявляет, что ему удалось договориться с Юлией Тимошенко «о ненападении». Он отмечает, что во время встречи с Юлией Тимошенко очертил три возможных варианта развития событий: «Мы договариваемся о ненападении; мы — идиоты и воюем друг с другом; мы поддерживаем это правительство». «Мы договорились, что мы не идиоты», — отмечает извечный полевой командир и собирается, в частности по его утверждению, с 20 января 2007 года по Украине собирать бойцов под свои стяги. Луценко провозглашает: «На данный момент и на много лет вперед у меня нет президентских амбиций». Однако…
Утомили все эти потешники от политики. Утверждают, что мы с Президентом, а «камень за пазухой» держат. Списали они его уже бы давно, однако опасаются, что Майдан и до сих пор в головах неопределенного количества масс ассоциируется с именем Ющенко.
Все настойчивее звучит знаковое «досрочные перевыборы». Нервничают, дергаются все: Президент и его окружение, правительство, коалиция, оппозиция. Сложные политические процессы, которые обусловливаются сплошной взаимозависимостью, отражаются в тактической хитрости и обнаруживают общую стратегическую неопределенность. Уверенной хочет казаться как себе, так и другим, Юлия Тимошенко. Она заявляет о своем желании отказать «Нашей Украине» в лице Петра Порошенко в союзе: «Я против того, чтобы ставить на фальшивые фишки». Она готова к борьбе, Александр Турчинов времени на должности главы СБУ не терял…
Рьяно готовится к вводу спецслужб в «войну» с политическими оппонентами президентская команда. Секретариат Президента в роли генштаба. 11 декабря впервые за два года своего президентства Виктор Ющенко собирает подобное совещание; присутствующие: временно исполняющий обязанности СБУ Наливайченко, главы СВР (Служба внешней разведки), ГУР МО (Главное управление разведки Министерства обороны — военная разведка), ГПС (Государственная пограничная служба) и руководитель комитета по военно-техническому сотрудничеству, среди приглашенных также секретарь СНБО Виталий Гайдук, который призван по закону координировать деятельность разведывательных структур от имени Президента, и, понятно, господствующий глава Секретариата Президента Виктор Балога. Один из главных вопросов, который интересует инициаторов собрания — приведение в порядок информационного потока, который направляется от этих ведомств к Президенту (читай главе Секретариата), а также вопрос создания Национальной комиссии по реформированию СБУ.
Для полного понимания «кто в доме хозяин» по инициативе Балоги и Ко 12 декабря миру украинских силовых структур являют Указ Президента Украины «О мерах по усилению контроля за деятельностью Вооруженных сил Украины и других военных формирований», некое контрольно-ревизионное управление от Секретариата над всем и вся, кто в погонах ходит, а может, и больше…
Кроме того, происходит выток информации, и в СМИ появляется сообщение, что (и это вопрос) не находит достойного отклика в обществе, согласно которому кроме обнародованного секретными указами, таким же образом приводят в порядок отчетность СВР и Государственной службы спецсвязи.
15 декабря новым указом Виктор Ющенко отменяет свой предыдущий указ от 8 февраля 2005 года, по которому секретарь СНБО времен Петра Порошенко имел право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров, а также предлагать Президенту кандидатуры на должности в силовых ведомствах. Отныне, вместо СНБО, проекты указов о присвоении высших воинских чинов и званий будет согласовывать Секретариат главы государства, т.е. не только «карать» и «миловать», но и определять наиболее «лояльных».
Круг замкнулся. Сосредоточение информации и все рычаги влияния в руках Виктора Ивановича Балоги.
Напряжение растет, все громче с разных сторон звучит утверждение в отношении действия конституционной реформы. А здесь еще слухи пошли, что при таких условиях всех «слушают», да и Президента вниманием не обходят. Вот в лучших традициях манипулирования массовым сознанием и осуществляется операция по «управляемому скандалу». Претендент на должность главы СБУ, а сегодня исполняющий его обязанности, Валентин Наливайченко докладывает СМИ об удивительной спецоперации, в результате которой служба «прекратила незаконную деятельность коммерческой фирмы, которая занималась незаконным прослушиванием граждан и, не исключено, отдельных чиновников Украины. В частности, в офисе фирмы был найден список судей Конституционного Суда Украины». Гениальность спецоперации состояла в том, что впервые, несмотря на длительные и многочисленные объявления в Internet об определенных, в частности, такие как прослушивание, услуги и время от времени возникающие скандалы из-за выброса компромата во всемирную сеть, СБУ смогла «сдать» структуру, основанную и обеспечиваемую бывшими и нынешними. По- видимому, те подумали о своей независимости, а то и конкуренцией доняли, бизнес, как не говори, прибыльный.
О прибыльности продажи узаконенной СБУ незаконной прослушки легенды ходят, об этом пишут и Internet-медіа, и печатные СМИ. Ситуация, когда предложение сформировало спрос. Да и оплачивать, как в Регионах, так и в БЮТ, и в «Нашей Украине» за так называемые особые услуги и кому есть, и чем тоже. Что касается так называемой спецоперации, казалось бы, ход слабый, однако комбинация может быть разыграна многоходовая…
Неожиданно Виктор Ющенко подписывает бюджет, а Верховная Рада голосует за освобождение Дрижчаного. Камень преткновения, пусть и малозначительный, убран, чтобы под ногами не путался. Некий размен. «Кулуарные договоренности между Президентом Украины Виктором Ющенко и антикризисной коалицией», — заявляет один из лидеров фракции БЮТ и бывший глава СБУ Александр Турчинов, комментируя изменение позиции фракции Партии регионов в отношении освобождения с должности главы СБУ Игоря Дрижчаного и подписания Виктором Ющенко бюджета. «О чем-то договорились. Например, о руководителе Службы безопасности или каких-то уступках в отношении МИД», — прибавляет экс-руководитель СБУ. Наверное, Александр Турчинов не знаком с заявлением Виктора Балоги, которое тот сделал несколько недель назад на страницах «Зеркала недели», где вынесено даже в заголовок его интервью: «Президент не занимается политическим бартером». Так думал, простите, хотел тогда новый «имиджмейкер» главы государства, однако благие пожелания споткнулись о суровые реалии.
А теперь о главном, несмотря на всякую мишуру. Кажется нам, дело не в том, что в Украине на высшем уровне видят только внутренних врагов, а внешних не осталось, разве что Россию кое-где вспомнят, а имеет место целеустремленное разрушение системы национальной безопасности, и первыми будут страдать специальные службы и силовые ведомства, которые по своему определению и должны отвечать за национальную безопасность.