Ученые и специалисты в области психического здоровья добились больших успехов в понимании и лечении «большой депрессии», включая обнаружение роли дисбаланса химических веществ в головном мозге, таких как серотонин и норадреналин. Но существует все больше доказательств того, что депрессия также связана со структурными изменениями в областях мозга, отвечающих за настроение, память и принятие решений.
Депрессия часто возникает вследствие пережитого стресса. Мозг интерпретирует наши переживания и решает, представляют ли они опасность, а затем контролирует наши поведенческие и физиологические реакции на них. Данные, полученные в результате экспериментов на животных, показывают, что вредные физиологические изменения являются следствием неспособности мозга и всего организма реагировать на повторяющиеся стрессы адаптивными структурно-функциональными модификациями. Три области головного мозга — гиппокамп, префронтальная часть коры головного мозга и мозжечковая миндалина — особенно подвержены патологическим изменениям в размере и функциях.
Эти области отвечают за интерпретацию стрессовых переживаний и определение соответствующей ответной реакции. В этот процесс вовлечены многие химические медиаторы, включая кортизол и адреналин, вырабатываемые надпочечными железами, другие гормоны и нейромедиаторы (такие как серотонин и норадреналин), а также ответные реакции автономной нервной и иммунной систем. Депрессия, таким образом, приводит к изменениям во всем организме из-за продолжительных химических дисбалансов в системах, контролирующих работу сердца, иммунную систему и обмен веществ.
Гиппокамп — главная структура, отвечающая за формирование воспоминаний о событиях и сопутствующих им переживаниях, вырабатывает рецепторы, позволяющие реагировать на гормоны стресса в крови. Сегодня нам известно, что он атрофируется при некоторых психических расстройствах.
В глубине гиппокампа — изогнутой продолговатой борозды, расположенной в обеих височных долях большого мозга, находится структура, называемая зубчатой извилиной (gyrus dentatus), которая вырабатывает новые нейроны на протяжении всей взрослой жизни человека. Хронический стресс задерживает нейрогенез, а также вызывает уменьшение размеров нейронов в гиппокампе — процесс, называемый «ремоделированием». Эксперименты на животных показали, что гормон стресса кортизол наряду с нейромедиаторами в головном мозге также играет важную роль в ремоделировании нейронов.
Существуют и свидетельства того, что префронтальная часть коры головного мозга — основная область, отвечающая за контроль над эмоциями, а также принятие решений и рабочую память, уменьшается в размере во время большой депрессии. С другой стороны, вместо того, чтобы атрофироваться, мозжечковая миндалина, формирующая эмоциональные реакции, становится гиперактивной при посттравматических стрессовых расстройствах и депрессивных заболеваниях, и, как показывают эксперименты на животных, имеет место гипертрофия нервных клеток в результате повторяющегося стресса.
Гиперактивная мозжечковая миндалина, наряду с ненормальной деятельностью других областей головного мозга, приводит к нарушению сна и физической деятельности, а также нерегулярной секреции гормонов и других химических медиаторов, контролирующих многие структуры организма. Например, уровень гормона стресса — кортизол — повышается к вечеру, когда он в нормальном состоянии бывает низким.
Со временем, если не принять соответствующих мер, большая депрессия может вызвать такие нарушения, как прогрессирующая потеря костных минералов, скопление жира в брюшной полости, повышение реактивности тромбоцитов в крови и повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Более того, некоторые виды антидепрессантов могут способствовать появлению этих нарушений. Тем не менее одна из самых интересных черт этих структурных изменений заключается в том, что они предотвратимы и потенциально обратимы при применении соответствующих препаратов.
Действительно, в основных аспектах депрессию можно сравнить с болезнью Кушинга — нарушением, вызванным выработкой повышенного количества кортизола. Уровень кортизола у пациентов, страдающих болезнью Кушинга, выше, чем во время большой депрессии, но психические и соматические характеристики болезни Кушинга поразительно похожи: меланхолия, депрессия, скопление жира в брюшной полости, потеря костных минералов, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, наряду с уменьшением размеров гиппокампа и ухудшением памяти.
Хорошие новости, исходя из болезни Кушинга, заключаются в том, что уменьшение размеров гиппокампа и ухудшение памяти обратимы, по крайней мере, частично в течение нескольких лет после приведения в норму уровня кортизола. Это дает основания полагать, что структурные изменения в мозге, связанные с большой депрессией, можно предотвратить или даже обратить посредством применения соответствующих медикаментов и других видов лечения. Например, нейрогенез в зубчатой извилине, подавленный острым и хроническим стрессом, можно усилить многими видами лечения антидепрессантами.
И все же проблема многих современных препаратов заключается в том, что даже после проведения лечения рецидивы большой депрессии наблюдаются в 70—80% случаев. Это говорит о том, что лежащие в основе депрессии физиологические процессы, которые могут привести к структурным изменениям в мозге, не прекращаются и что срочно требуется новое поколение антидепрессантных препаратов.
Если это так, то действие новых антидепрессантов должно быть направлено на то, что называется прогрессирующими нейродегенеративными изменениями мозга, которые, как мы считаем, имеют место, поскольку частота рецидивов депрессии столь высока при существующих на сегодняшний день видах лечения. Литий — стабилизатор настроения и нейропротективное средство — обладает необходимыми свойствами, однако его токсичность делает его далеко не идеальным средством. И, как всегда, задачей ученых, занимающихся медицинскими исследованиями, является разработать более эффективные препараты, обеспечив при этом безопасность их применения.
Брюс МАКЮЭН — профессор Университета Рокфеллера в Нью-Йорке и заведующий лабораторией нейроэндокринологии им. Гарольда и Маргарет Милликен Хетч.