Ни моратория на застройку буферной зоны около Софии и Лавры, ни эффективных решений, чтобы прекратить уничтожение исторического центра Киева в прошлом году от депутатов Киеврады мы так и не дождались. А имели все шансы. На последней сессии вопрос о моратории даже не внесли в повестку дня, хотя были обещания, в том числе и от мэра Виталия Кличко, что этот вопрос будет не просто обсуждаться, а наконец решен. Ведь как-никак время идет:
1 февраля начнется очередная сессия ЮНЕСКО, где снова будет рассматриваться украинский вопрос. Если до этого времени мы не примем законодательный акт о запрете строить что-либо вплотную к двум святыням, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, попадем в другой список, черный. Тогда Софию и Лавру могут вычеркнуть из почетного списка памятников вообще. А там — строй, что хочешь, где хочешь, ничто не будет мешать.
Досадно, что и столичная власть не делает ничего существенного, чтобы противостоять строительному хаосу в столице. В тот же день, когда мораторий на застройку буферных зон депутаты проигнорировали, уделили внимание другому вопросу — ликвидации Управления охраны культурного наследия при КГГА. Бывший активист организации «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко, а теперь нардеп, прокомментировал такое решение депутатов с возмущением. По его мнению, это прямая дорога к распространению незаконной строительной эпидемии по всему Киеву. А также своего рода поддержка во внедрении Генплана-2025, в котором эксперты видят лишь узаконивание незаконно отведенных земельных участков еще со времен мэра Черновецкого.
В КГГА успокаивают, что единственный орган, который раньше имел право заботиться о сохранении культурного наследия (как он это делал, это другой вопрос), не ликвидируют, а лишь присоединяют отдельным подразделением к Департаменту культуры КГГА. До недавнего времени УОКН возглавлял Руслан Кухаренко, эксперты характеризуют его как строительного лоббиста, против которого за нарушение законодательных норм даже отрыли уголовное дело. Однако уволить его с должности не смогли из-за того, что он то на больничном, то в отпуске по уходу за ребенком. Поэтому не было другого пути, как присоединить его управление к Департаменту культуры. Каким будут его задачи, а главное — кто будет руководить им и на чьей совести будет дальнейшая судьба культурного достояния столицы — вопрос открытый.
Поэтому к нынешним депутатам Киеврады у активистов много вопросов. Если ранее они поддерживали решение и о моратории, и расторжении незаконных договоров на аренду земли или застройку, то теперь их позиция кардинально отличается. Ирина Никифорова, активистка ОО «Андреевско-Пейзажная инициатива», видит лишь одну причину: значительная часть киевских депутатов либо сами принадлежат к этим застройщикам, либо защищают их интересы.
— Проект решения был рассмотрен и принят всеми профильными комиссиями, но так и не был вынесен на повестку дня. Официальная причина — замечания юристов. Но не исключено, что настоящая причина совсем другая. Хочется верить, что мэр Кличко все-таки победит строительную мафию, все зависит от него и от большинства в Киевраде, партии «УДАР», — говорит Никифорова.
Что делать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? У архитектора Виктора Глебы, есть свой вариант — бороться с земельно-строительной мафией и наказывать коррупционеров. «Мы предлагаем бороться с конкретными коррупционерами, поднимать документы, находить чиновников, которые ставили под ними подписи, и судом Линча их люстрировать. Другого действенного метода нет. Мы только что вернулись со строительства на улице Шулявской, 32, где обнаружили самозахваченные земельные участки, грубое нарушение норм действующего законодательства в строительстве, треснувший пополам соседний дом. На Жмаченко, 28 есть участок, который по генплану значится как зеленая зона, в действительности же лес там вырубили и готовятся к строительству дома. Или тот же ЦУМ — он есть? Его нет. Пришел Кличко, наобещал людям и имитирует работу», — комментирует Глеба.
Намерения присоединить УОКН к Департаменту культуры эксперт тоже не поддерживает, по его мнению, этот департамент не может заниматься техническими вопросами, это скорее функция Минрегионстроя или архитекторских структур.
— Около метро «Арсенальная» есть дом киевской комендатуры, частично разрушенный, это памятник национального значения, переданный в частные руки, его разрушают, потом снесут и построят, что кому нужно. Сейчас строительно-земельная мафия уничтожает земли историко-архитектурного назначения, пренебрегая Земельным кодексом Украины. Так, статья 19 гласит, что все земли историко-архитектурного назначения изменяют свое целевое назначение исключительно согласно постановлениям Кабмина. В столице Украины ни один земельный участок не имеет подтверждения от правительства, вот и все, — добавляет Глеба.
Теперь в КГГА киевлян призывают к совместной разработке положения о новом подразделении Департамента культуры, то есть о бывшем УОКН. По словам заместителя мэра Анны Старостенко, уже была встреча с общественностью, посвященная этому вопросу. Предложения можно присылать на электронную почту [email protected]. Что ж, пишем письма.
Самые скандальные стройки Киева в 2014 году
• Улица Волгоградская, 25, в Протасовом Яру, строительство 25-этажной высотки угрожает сползанием соседним домам, которые стоят на Батыевой горе.
• На Жмаченко, 28 планируется строительство на месте вырубленной зеленой зоны.
• Вблизи зоопарка на улице Шулявской, 32 планируют построить 25-этажное здание — не имея необходимых разрешений и документов.
• На улице Саксаганского, 111 разобран дом, где жил Михаил Грушевский, на месте памятника архитектуры планируют построить торгово-развлекательный центр.
• Замок барона на Ярославовом Валу (фото 1) потерял статус памятника архитектуры, есть вероятность снесения дома.
• Вблизи станции метро «Осокорки» компания «Скай-Буд ЛТД» планировала построить торговый центр — местные жители устраивают акции протеста.
• Незаконным является строительство на крыше Дома профсоюзов (фото 2), в настоящее время это проверяет Государственная архитектурно-строительная комиссия.
• Несмотря на возвращение Гостиного двора (фото 3) в собственность киевлян, продолжаются дискуссии, за чьи средства реставрировать либо же консервировать памятник — города, жителей или компании-реставратора.
• Дом в Музейном переулке, 2А вырос на 12 этажей из разрешенных семи.