От того, насколько наиболее полноценным будет воспитание ребенка в настоящее время, будет зависеть, в какие руки мы передадим наше государство завтра. Следовательно, качество дошкольного воспитания — общенациональный приоритет. Чтобы изменить ситуацию с дошкольным воспитанием в Украине к лучшему, разработан и внедрен специальный проект «Использование инновационных технологий для подготовки воспитателей дошкольных учебных заведений» — при поддержке программы MATRA Министерства иностранных дел Королевства Нидерланды. За этот труд, требующий многолетних усилий, взялись Нидерландский университет прикладных наук «Фонтис», Всеукраинский фонд «Крок за кроком» и украинские педагоги.
— Мы положили начало нашему проекту тогда, когда выяснилось, что в украинской системе дошкольного образования существует много проблем, — рассказывает Тон Шоутен, эксперт Университета прикладных наук «Фонтис», — только с 2001 по 2003 гг. закрыли тысячу детских садиков, а половина оставшихся не могли работать из-за недофинансирования. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, показали, что 20% украинских детей, проживающих в сельской местности, не получают образовательные услуги для своего возраста. И совсем незначительный процент родителей может овладеть навыками по развитию и воспитанию детей.
Изменить ситуацию возможно, совершенствуя существующие программы подготовки воспитателей детских садиков, внедряя инновационные курсы и разрабатывая необходимые пособия с новыми научно-методическими подходами в работе, — подытоживает Тон Шоутен в Киеве на Международной научной конференции «Инновации в дошкольном образовании».
— Чтобы в совершенстве овладеть предметом, мы посетили много украинских учебных заведений, университетов и институтов повышения квалификации. И, конечно, детально ознакомились с работой украинской образовательной системы. Впоследствии, в Голландии на основании изученного Тон начал работать над пособием по вопросам менеджмента, а я прониклась другим — инновациями в дошкольном образовании, — дополняет рассказ своего коллеги Рия Смейерс, эксперт Университета «Фонтис».
Что же новое предлагают нам голландцы?
Деятельность менеджера-педагога, его эффективность зависят от него самого — отмечают научные работники. Поэтому самопознание и саморазвитие руководителя подчинены его профессиональной мотивации, виденью будущих заданий, самооценки и личного образа. Европейские образовательные технологии учебы и развития ребенка предлагает второе учебно-методическое пособие — «Использование инновационных технологий для подготовки воспитателей дошкольных учебных заведений». Это лекции, практические задания, примеры из практики, бланки наблюдений за детьми и индикаторы развития ребенка, советы для детей с проблемами развития, ролевые игры...
Самой яркой инновационной практикой настоящего руководства, по мнению педагогов, является комплексный дидактичный материал для социально-эмоционального развития ребенка — «Коробка чувств», разработанный бельгийскими профессорами. Содержимое коробки — это разнообразные картинки: счастливый ребенок, грустный и тому подобное. Они отображают базовые эмоции и чувства человека: счастье, злоба, страх, грусть...
Специалисты считают, что как только ребенок научится выражать с помощью картинок и слов свои эмоции, он начнет не только лучше понимать свои чувства, но и почувствует внутренний покой и равновесие. Это сделает его открытым для других. Использование этой методики очень важно и для детей с социально-эмоциональными проблемами.
Предложенные наработки прошли апробацию в Центральном институте последипломного педагогического образования АПН Украины и Киевском, Полтавском, Южноукраинском институтах последипломного образования педагогических кадров.
Во время нынешней учебной поездки в Нидерланды украинские педагоги имели замечательную возможность ознакомиться с голландской системой образования и, в частности, дошкольной подготовкой и переподготовкой педагогов в Университете «Фонтис».
Что же нового, из предложенного, используют наши педагоги?
— В своей работе постоянно ищем, как лучше и эффективнее проводить учебу, — говорит Наталья Дятленко, заведующая кафедрой методики и психологии дошкольного и начального образования Киевского городского педагогического университета имени Б. Гринченко. — Предложенные методики очень полезны, потому что настроены не на общественность, а на индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывают его потребности. Эта гуманистическая позиция в настоящее время чрезвычайно важна и актуальна для Украины. Ведь не секрет, что у нас есть серьезные негативные последствия от нашего прошлого способа воспитания. Отдельные дети и в настоящее время чувствуют себя неуютно в стенах дошкольных заведений и в школе.
Интересная, хотя и не новая, идея создания «среды развития», но раньше, в условиях нашей образовательной системы, ее полноценно не реализовали. А зря, потому что ребенок лучше развивается, когда тесно взаимодействует с окружающим миром. Еще одно приобретение для нас — это мониторинг прогресса ребенка. Этому в настоящее время учимся. Интересны для нас и практические занятия с детьми, направленные на развитие их эмоций и чувств. Потому что эмоциональное развитие — важная составляющая личностного развития. Это целая система работы по развитию эмоциональной сферы ребенка, имею в виду «Коробку чувств».
За этот учебный год на нашей кафедре прошли повышение квалификации свыше 2,5 тыс. воспитателей дошкольных учебных заведений Киева. Чтобы поделиться приобретенным опытом, проводим также семинары, тренинги, круглые столы, — очертила образовательные достижения Наталья Дятленко.
Исполнительный директор Всеукраинского фонда «Крок за кроком» Юлия Найда говорит, что в 27-ми украинских институтах последипломного образования прошла учеба по представленным методикам. Пособия разместили на веб-сайтах, а также распространяют их на дисках. Кроме того, фонд сотрудничает с просветительским министерством и ведущими педагогическими университетами и институтами последипломного образования. Это определенная гарантия того, что вся система последипломного образования сможет использовать нынешние достижения в практике переподготовки и повышения квалификации для педагогических работников.