Каждое государство, создавая законодательную базу и механизмы ее реализации, обязано гарантировать равные возможности. Этим требованиям должны отвечать и условия пользования банковской системой, ведь она постепенно превращается в сферу жизнедеятельности, без которой невозможно обойтись ни одному члену общества. Сейчас речь идет об инвалидах, которые в настоящее время составляют приблизительно 10% населения Украины.
Отдельные банковские учреждения начали осуществлять шаги им навстречу путем строительства пандусов. Но означает ли наличие пандуса обеспечение доступности? Как правило, отдельные учреждения пытаются строить пандусы таким образом, чтобы они не портили внешний вид: из полированного гранита, с красивыми, изысканными перилами. Но пандус должен, в соответствии с установленными государственными строительными нормами стандартов, иметь надлежащий угол наклона, практичные, удобные перила (сделанные в соответствии с нормами), на которые инвалид опирается. При этом материал, из которого сооружен пандус, должен не мешать, а помогать и так далее. К сожалению, найти пандусы, соответствующие всем стандартам, практически невозможно... Если в банк приходит инвалид на костылях, он часто сталкивается с нежеланием простых граждан хоть немного уступить свою очередь. А зачем? У инвалида много времени...
Практически недоступными являются отделения банков для граждан, страдающих карликовым нанизмом (в просторечии — лилипутов), или просто для людей, рост которых отличается от общепринятых стандартов. Высокая стойка перед кассой, кнопки банкомата, расположенные на недоступной высоте. В настоящую катастрофу посещение банковского учреждения превращается для лиц с проблемами зрения. Во-первых, ни одно финансовое учреждение, даже НБУ, не считает необходимым сделать на своей территории самые простые ориентиры, которые позволили бы незрячему свободно передвигаться по ней и получать необходимый перечень услуг.
Во-вторых, непреодолимой проблемой для незрячего является заполнение многочисленных документов, ознакомление и робота с ними, а также ряд других мелочей (по крайней мере, с точки зрения простого гражданина). Но самой непреодолимой проблемой для незрячего является обычный банкомат. Кстати, незрячий приходит в банк не только к банкомату. Есть у него и другие дела, например, в том случае, если он — руководитель организации или частный предприниматель. Факсимильная подпись, которой пользуется большое количество незрячих, согласно действующему законодательству нашего государства, является недействительной для банковских учреждений. Да и как узнать, на каком именно документе ты ставишь свою бесценную подпись, и не обрекаешь ли ты себя и своих близких, по крайней мере, на полное обнищание, поставив эту подпись на неизвестном тебе документе?
Есть свои сложности и у инвалидов по слуху, намерившихся посетить банковское учреждение. Учитывая особенности этой нозологии инвалидности, любой вопрос, который они хотели бы задать сотруднику банка, превращается для них в определенное подобие известного всем Рубикона, ведь, как правило, банковские работники (как и работники гостиниц, заведений питания и т. д.) не владеют языком жестов.
Вообще в настоящее время персонал банковских учреждений ни малейшего понятия не имеет, как вести себя с инвалидами основных нозологий, и в большинстве случаев относится к ним как к надоедливой преграде, которая мешает мирно отрабатывать свое рабочее время. Нам вместе необходимо исправлять ситуацию, без обвинений и упреков, максимально быстро и конструктивно. В ВОО «Всеукраинский профсоюз работоспособных инвалидов» уже на сегодняшний день разработан пакет предложений, которые мы готовы обсудить с банковскими учреждениями и НБУ. Эти предложения, воплощенные последовательно и в комплексе, обеспечат эффективное решение назревших проблем. Мы надеемся на положительную реакцию Национального банка и банковской системы Украины, понимание проблемы и желание ее решить. Целый слой общества сегодня ожидает положительной реакции.
Алексей КОНОНЕНКО, работоспособный инвалид