Три года назад в Украине начали функционировать сервисные центры МВД. Они стали правопреемниками МРЕВ, предоставляя услуги, связанные с оформлением документов на транспортное средство. Название структуры изменилось. Но остались ли ее старые проблемы? Раньше ни для кого не было тайной, что экзамены на получение водительских прав сопровождались коррупционными схемами. Впрочем, водители продолжают жаловаться на злоупотребления, не скрывая, что и сейчас есть пути, как экзамены можно сдать «без проблем».
Узнать, как сегодня получают водительские права, решила группа львовских активистов во главе с программистом и научным работником Святославом ЛИТИНСКИМ. За ним в Украине закрепилась репутация языкового супермена. Святослав через судебные иски отстаивает украинский язык в ситуацииях, когда нарушается законодательство. Он был первым украинцем, который получил внутренний паспорт без русскоязычной страницы, а также добился от ряда зарубежных компаний маркировки бытовой и электронной техники на украинском.
В разговоре с «Днем» Святослав Литинский сфокусировался на теме водительских прав и деятельности сервисных центров МВД.
НАРУШЕНИЯ, КОТОРЫХ «НЕ ВЫЯВИЛИ»
Итак, экзамен для получения водительского удостоверения состоит из теоретической и практической частей. Теоретический экзамен проходит в помещении территориального сервисного центра. Экзамен — это 20 тестовых вопросов, на которые отводится 20 минут. Если вы допустили три разных или две одинаковых ошибки, экзамен считается несданным. Пересдача не раньше, чем через пять дней. В случае позитивного результата первой части кандидаты в водители допускаются до экзамена по управлению автомобилем. Святослав Литинский утверждает, что, пойдя нечестным коррупционным путем, кандидат в водители по большей части может лишь бы как сдать теорию и часто вообще не сдавать практическую часть.
Литинский вместе с единомышленниками весной прошлого года решил посчитать количество водителей, которые действительно сели за руль, чтобы сдать вторую, практическую часть экзамена. Все наблюдения фиксировались на видео. В течение тринадцати часов они наблюдали за работой Львовского регионального сервисного центра МВД.
«По документам центра, тогда были осуществлены выезды 99 учеников, — рассказывает Святослав Литинский. — В действительности на видео мы зафиксировали всего шесть выездов учебного автомобиля. По сути, 6% кандидатов в водители сдавали практическую часть, а другие, очевидно, заплатили взятки. С этим видео мы обратились за объяснениями в сервисный центр и в Национальную полицию, настаивая на проведении служебного расследования. Впоследствии от обеих структур мы получили ответ, что никаких признаков злоупотреблений или взяточничества не выявлено».
Активисты повторили эксперимент осенью 2017-го. Ситуация улучшилась. Восемь часов съемки засвидетельствовали, что половина тех, кто сдавал в этот день практический экзамен, выезжала по утвержденному сервисным центром маршруту. «Мы повторно подали зафиксированные на видео доказательства в сервисный центр, но там опять не нашли нарушений», — резюмирует Литинский.
В начале 2018-го Святослав Литинский продолжил начатое дело. Как глава общественной организации он подал заявление, чтобы на один день войти в состав комиссии по принятию экзаменов на знание Правил дорожного движения. В конечном итоге ему отказали, мол, комиссия уже сформирована. Однако Литинскому все-таки удалось достичь цели — он воспользовался статусом помощника депутата, который позволяет присутствовать на любом заседании местного органа исполнительной власти.
«Они очень растерялись и боялись меня впускать, — вспоминает Святослав Литинский. — В тот день теоретическую часть сдавали 38 человек. Это слишком мало. Подозреваю, что сотрудники сервисного центра сообщили своим соучастникам, как я считаю, преступления, чтобы они не приводили свои группы сдавать экзамен в этот день. А первой группе, которая уже пришла на экзамен, уже просто некуда было деться. В результате из 38 человек сдали экзамен всего 12. В инструкции четко указано: если экзамен сдает менее одной трети группы, специалист учебных курсов должен быть переаттестован. Соответственно, в настоящий момент мы направили требование, чтобы, согласно нормативно-правовым актам, этого специалиста переаттестовали. А во втором запросе спросили, сколько таких переаттестаций было в прошлом году. Еще не ответили, но я не удивлюсь, если ни одной такой принудительной переаттестации не было.
Юлия ШЛИЯН: Да, я могла заплатить, но решила убедиться сама и доказать другим, что не все в нашем государстве делается за деньги. Если никто не будет предлагать взятки, то и требовать их будут намного меньше. Это реально и возможно
Размер взятки я обсуждал со многими абитуриентами и нынешними водителями. Речь идет о 2—3 тысячах гривен. Несложные подсчеты ужасают общей величиной суммы, которая за неделю проходит через сервисный центр МВД. Это огромный коррупционный аппарат, который, к сожалению, работает уже десятилетиями. Мы получаем много неквалифицированных водителей. А затем удивляемся, почему так много аварий на дорогах».
Следующим шагом активистов будет коллективный иск, для подготовки которого Святослав Литинский сейчас ищет единомышленников: «Понимаю, что те люди, которые дали взятку за водительские права, не согласятся принять в этом участие, так как боятся наказания. Поэтому я ищу тех уникальных людей, которые в течение последнего полугодия сдали на права честно, но видели все эти нарушения».
«ЕСЛИ НИКТО НЕ БУДЕТ ПРЕДЛАГАТЬ ВЗЯТКИ, ТО И ТРЕБОВАТЬ ИХ БУДУТ НАМНОГО МЕНЬШЕ»
В последнее время в «Фейсбуке» можно встретить все больше историй тех водителей, которые сдали экзамены честно. К примеру, это львовская журналистка Юлия ШЛИЯН. Недавно она получила водительские права и поделилась своей мотивационной историей в «Фейсбуке» и блоге интернет-портала «Твой город».
В конце августа Юлия решила записаться в автошколу. Сразу себе сказала, что за водительские права платить не будет. «Поэтому пришла я в автошколу, которую мне посоветовали, и заполнила все необходимые документы, — вспоминает девушка. — Когда директор прочитал мою анкету, то спросил: «Вам помогать?» Я не поняла вопрос. Он уточнил: «Ну, вы будете платить или сами будете сдавать?» Я ответила, что в такой помощи не нуждаюсь. Тогда директор озвучил официальную стоимость обучения».
Уровень обучения в автошколе Юлию, мягко говоря, не поразил. Переписывание теоретического материала в тетрадь на занятиях, малое количество непосредственной практики вождения. «Самое интересное началось в конце курса, — рассказывает журналистка. — Староста пришла и сказала, что инструктору нужно сдать 2300 гривен, из которых двести — за так называемый внутренний экзамен (зачем он, так и не понятно), а 2100 — за гарантированную сдачу экзамена в сервисном центре МВД.
Из 20 учеников нашей группы всего трое планировали сдавать без взятки. Остальные даже не думали пытаться и убеждали нас, что из этого ничего не выйдет. На экзамене в сервисном центре те, кто заплатил, просто отвечали наугад и после трех ошибок выходили. Компьютер не засчитывал им экзамен, но на пересдачу никто не шел: все сразу сдавали вождение. Действительно ли они ездили на машине — не знаю, поскольку не видела.
Из тех, кто не платил, сдала только одна девушка. С теорией у нее вышло с первого раза, но вождение завалила, поэтому пришла на пересдачу. Парень, который сначала также не платил, потом решил дать деньги и тоже не ходил ни на какие пересдачи».
Если теорию Юлия Шлиян сдала быстро, то с вождением у нее возникли проблемы. Впрочем, после нескольких неудачных попыток ей все-таки удалось законно получить свои права. «Это реально и возможно», — утверждает девушка, которая советует запастись терпением и воспринять это испытание как дело принципа. — Да, я могла заплатить, но решила убедиться сама и доказать другим, что не все в нашем государстве делается за деньги. Если никто не будет предлагать взятки, то и требовать их будут намного меньше».
«УГОЛОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НЕ НАЧИНАЛИСЬ»
«День» обратился с информационными запросами в соответствующие органы. Итак, сколько дел о злоупотреблении и совершении коррупционных действий при получении водительских прав было возбуждено за последнее время? Какие наказания получили виновники этих дел? В Главном управлении Национальной полиции во Львовской области ответили, «что уголовные производства относительно деятельности Главного Сервисного центра МВД Украины во Львовской области следственными подразделениями ГУНП во Львовской области касательно сдачи экзаменов на получение водительских прав за период с 01.01.2017 года по 01.02.2018 год не начинались».
Зато в запитое к Региональному сервисному центру МВД во Львовской области «День» спросил, известно ли им о проекте-расследовании Святослава Литинского, о котором он рассказал газете? И как, собственно, они прокомментируют заявления о засилии взяточничества в автошколах и сервисных центрах МВД при получении водительских прав? Во львовском сервисном центре МВД отметили, «что в январе 2018 года Литинский С.В. действительно присутствовал в помещении ТСЦ 4641, для сдачи теоретических экзаменов по знаниям Правил дорожного движения, однако не как член комиссии, а как помощник народного депутата Украины». Впрочем, также было сказано, что «общественный активист Литинский С.В. не сообщал РСЦ МВД во Львовской области о проведении им каких-либо проектов расследований».
Как видим, диалога не вышло. Осадок остается неоднозначный. «День» будет продолжать следить за ситуацией.