Для селян, живущих около лесов на Западной Украине, июль и начало августа — горячая пора. В селах, где в прилегающих лесах растет черника, в это время среди белого дня можно встретить только старых и малых — остальные на заработках в лесу. В селе Вербовка Дубровицкого района Ровенской области сбор черных ягод — дело, без преувеличения, наследственное. Подрабатывали на ягодах здесь испокон веков. «При Союзе мы детьми собирали ягоды и сдавали заготовителям в Лесхоз по 60 копеек за килограмм. Было походишь дней двадцать — спина уже не разгибается, зато на какую-то одежду и тетради себе заработаешь», — говорит учительница на пенсии Валентина Ромаш. По ее словам, в соседнем селе Высоцке раньше работал консервный завод, на котором ягоды перерабатывали на варенье и сок. После Чернобыльской аварии Лесхоззагам в радиационной зоне запретили принимать не только чернику, но и клюкву, грибы и лекарственные растения. С 90-х годов заниматься этим начали частные предприниматели. Они скупают у местных заготовителей чернику, а потом перепродают в два раза дороже в Польшу, Германию и в другие страны, где на нее есть спрос. Там ягоды используют в пищевой промышленности, а также изготовляют из них лекарства для глаз и перерабатывают на краску.
Сегодня сельские заготовители ягоды принимают по 12 гривен за килограмм. В начале июля они стоили 8 грн. Зарабатывают они, продавая ягоды скупщикам, по 8 — 9 гривен на одном килограмме. Те, в свою очередь, перепродают чернику за границу в 1,5 — 2 раза дороже. Местные сборщики «черного золота» зарабатывают в сезон до трех тысяч гривен. Те, кто ходит за ягодами семьями — по пять и больше тысяч. Для многих из них ягоды — чуть ли не единственный источник дохода. Безработные вербовчане живут с ягод: летом собирают чернику, а осенью — клюкву. В сезон за ягодами ходит и занятая часть местного населения: учителя, продавцы, работники медпункта и местного клуба. Ведь зарплата в селе небольшая, а деньги за ягоды — существенная подмога.
В начале сезона чернику собирают дерухой — специальным приспособлением, изготовленным местными мастерами, которое дает возможность набрать больше ягод. В конце июля — в начале августа, когда ею драть с кустов уже нечего, ягоды собирают руками. Опытные сборщики днем набирают по коробке черники (вмещает 1,5 — 2 ведра) и зарабатывают до 200 гривен.
Чтобы набрать много ягод, нужно искать «невыбранные» места, а для этого вербовчане нередко пересекают границу соседней Беларуси, проходящую по лесу. Прошлым летом белорусские пограничники поймали одного жителя села, забредшего в соседнее государство. Местная жительница Мария Ризанович рассказывает, что ее односельчанин вертолетом был доставлен в Столин, где он пробыл несколько дней, а в придачу у него конфисковали мотоцикл.
Наиболее завзятые вербовчане везут чернику в город, где за нее можно больше получить. Так, в районном центре Дубровица литровая банка черники, вмещающая 700 грамм, стоит 10 гривен, в Ровно — 12, а в Киеве — 16. Однако селяне говорят, что им выгоднее продать ее сразу заготовителям, чтобы на следующий день снова пойти в лес и набрать свежих ягод. К тому же, нет гарантии, что на местном базаре разрешат продавать ягоды из-за возможного высокого содержания в ней радиации.
Селяне говорят, что черничный бизнес — уникальный, и по крестьянским меркам требует небольших усилий. Сезон сбора черники закончится уже через неделю-другую. Тогда люди вернутся к своим обычным делам, а заработанные деньги будут кормить их еще несколько месяцев.
КСТАТИ
По данным лаборатории ветсанэкспертизы Бесарабского рынка, допустимая норма радиации в чернике не должна превышать 500 беккерелей. Правда, в талоне, который выдается продавцам после проверки ягод, показатель радиометрического исследования не значится. Это объясняется неосведомленностью людей о допустимых нормах радиации: население не разбирается в беккерелях, поэтому специалисты указывают действителен радиационный контроль или нет. По данным этой лаборатории, этим летом на рынке не было случаев превышения радиации в чернике.