В сентябре этого года министры многих стран по делам торговли, окружающей среды и развития встретятся в Канкуне для следующего ключевого раунда переговоров Всемирной Торговой Организации (ВТО). Мы встретимся в трудное время, когда международное сотрудничество и будущее организаций, руководящих этим сотрудничеством, стали предметом более ожесточенных, чем когда-либо, дебатов.
Все собравшиеся в Канкуне должны очень четко осознавать: международные события не должны отвлечь нас от этих жизненно важных стремлений и целей. Кое-кто попробует использовать последствия войны в Ираке, чтобы утверждать, что реформы должны подождать; что нам нужно вернуться к оценке ситуации позже в этом году или даже в следующие годы; что сейчас отнюдь не время обсуждать вопросы торговли. На мой взгляд, это неправильно. Давление, направленное на проведение изменений, растет очень быстро — и сильнее всего это проявляется среди развивающихся стран.
Накануне саммита в Йоханнесбурге министры стран-членов ЕС, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии — всех развитых стран — были поражены атмосферой и ожиданиями, царившими среди развивающихся стран. Тридцать лет назад последние требовали помощи и передачи технологий. Конечно, сейчас они тоже хотят этого, но они уже усвоили урок о необходимости и преимуществах свободной торговли. Развивающиеся страны видят, что без возможности воспользоваться ей, финансы и технологии — только временная мера улучшения ситуации.
Они громко, четко и сердито отмечали, что хотят получить доступ к нашим рынкам с помощью торговли, и также подчеркивали, что мы должны прекратить искажать эти мировые рынки путем предоставления широких субсидий. Как сказал Джозеф Стиглиц, бывший главный экономист Мирового Банка, в своей последней книге «Глобализация и все ее недостатки» (Penguin, 2002): «Сегодня немногие люди — не говоря о тех крупных предпринимателях, которые имеют от этого выгоду… защищают лицемерное притворство оказания помощи развивающимся странам, вынуждая их открыть свои рынки товарам развитых промышленных стран, одновременно оставляя свои собственные рынки защищенными. Такая политика делает богатых еще богаче, а бедных — еще беднее и злее».
В 2000 году развитые страны мира предоставили прямой помощи развивающимся странам на сумму 50 миллиардов долларов. В то же время они потратили сумму, в 7 раз большую (более 350 миллиардов долларов), на разные виды сельскохозяйственных субсидий, которые искажают рынки, на которые так стремятся и требуют получить доступ развивающиеся страны (по данным ОЭСР, взятым из книги МВФ (2002): «Мировой экономический обзор: влияние сельскохозяйственной политики промышленных стран на развивающиеся страны», Мировой Банк допустил, что если мы хотим провести глобальные реформы в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, это будет стоить развивающимся странам около 140 миллиардов долларов (Мировой Банк-2002 «Глобальные экономические перспективы и развивающиеся страны»: «Польза в 142 млрд. дол. для стран с «низким и средним доходом», если мы предусматриваем глобальную реформу в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией».) Это втрое превышает объем предоставляемой нами прямой помощи.
Итак, либерализация торговли через ВТО действительно имеет большое значение. Она важна, поскольку влияет на баланс экономических сил в мире и поскольку без роста объемов торговли экономика наших стран окажется в состоянии стагнации.
Нам необходим толчок в виде открытия рынков и распространения торговли, чтобы содействовать экономическому росту одинаково как в богатых, так и в бедных странах. Согласно недавнему исследованию МВФ и Мирового Банка, увеличение доходов от устранения препятствий во внешней торговле товарами будет значительным и ежегодно будет составлять от 250 млрд. до 650 млрд. долларов, и от трети до половины этой суммы придется на развивающиеся страны (Публикация МВФ и Мирового Банка «Доступ к рынкам для экспорта продукции развивающихся стран. Избранные аспекты». Сентябрь 2002). По подсчетам Комиссии ЕС, успешный раунд переговоров ВТО может увеличить валовый внутренний продукт ЕС на 1,3% — это около 100 миллиардов евро. Либерализация сельского хозяйства может составить треть этой суммы.
Но если нам не удастся заключить проект соглашения о сельском хозяйстве ко времени проведения следующей встречи ВТО на уровне министров в Канкуне, мы можем забыть об открытии рынков и либерализации торговли в других секторах. Мы можем забыть о достижении реального прогресса в борьбе с бедностью и голодом в развивающихся странах. Сначала нужно добиться изменений в сельскохозяйственном секторе — там, где предоставление субсидий в богатых странах искажает рынки и оказывает прямое влияние на жизнь миллионов людей в самых бедных странах.
Возникло мнение — под влиянием всех тех, кто противостоит изменениям, — что реформа в области субсидий и либерализация торговли принесет проблемы фермерам. Это не так. Несмотря на гигантские суммы в чеках по предоставлению субсидий, многие фермеры в Европе (и США) все еще борются за выживание. Что-то работает неправильно, и это очень серьезно. Реформа предоставит возможности и преимущества, чтобы исправить это. Текущие планы для проведения реформы ЕСП — не очень далеко идущие — предусматривают дать чистой экономической выгоды от 600 до 900 млн. евро в Великобритании, и от 4,9 до 5,6 млрд. евро в странах ЕС.
На мой взгляд, среди большинства европейцев растет нежелание платить за сегодняшнюю ЕСП либо из-за налогообложения, либо из-за высоких цен на потребительском рынке. Думаю, что европейские потребители не одиноки в этом.
Общество в целом ждет от сельского хозяйства изменений, причем необратимых изменений. Еще никогда не было такого подходящего момента для движения вперед от субсидий в поддержку производителей!
Благодаря соглашению, достигнутому в городе Доха, мы сейчас можем ожидать, что этот процесс набирает реальные обороты. Конечно, будут те, кто станет сопротивляться изменениям, и появятся разные точки зрения на подходы. Мы знаем, что переговоры будут нелегкими, но добрая воля поможет нам найти решение. Мы надеемся, что Соединенные Штаты также сыграют полноценную роль в этом процессе, сократив субсидии своим фермерам. Нам нужно избавиться от аргумента, что «ваши субсидии выше наших», и согласиться, что они все слишком высоки и наносят большой вред. Они являются неэффективными и устарелыми инструментами, от которых нужно избавиться.
У меня нет никаких иллюзий на то, что у кое-кого это послание вызовет недовольство. Но либо в нашем обществе, либо на международных торговых переговорах такую политику будет легче обосновывать и отстаивать. Она менее негативно будет влиять на мировую торговлю и против нее не будет столько упреков в препятствовании развивающимся странам участвовать в мировой торговле. Поэтому она даст преимущество не только нашему обществу, но и миру в целом.
Переговоры в г. Доха утвердили план, который делает возможной такую политику, и переговоры в Канкуне должны воплотить ее в жизнь.
Маргарет БЭКЕТ, министр окружающей среды, пищевой промышленности и сельского хозяйства Великобритании, Доха, Катар
СПРАВКА «Дня»
Маргарет БЭКЕТ родилась 15 января 1943 года в городе Эштон-Андер-Лайн в графстве Ланкастер. Начала работу в качестве ассистента по исследовательской работе партии лейбористов в 1970 году, в 1974 году работала политическим советником министерства по вопросам зарубежного развития. В 1975 году занимала должность правительственного секретаря, после чего была назначена парламентским заместителем министра образования и науки. В 1984—1989 годах госпожа Бэкет — министр социальной защиты, 1989—1992 гг. — главный секретарь министерства финансов, 1992—1994 гг. — представитель правительства в Палате общин. На должности министра окружающей среды, пищевой промышленности и сельского хозяйства находится с 8 июня 2001 года.