На днях в Государственном департаменте интеллектуальной собственности обсуждали проект закона Украины «Об охране прав на торговые марки, географические указания и коммерческие наименования». Инициатором этого заседания стала общественная коллегия, недавно созданная при департаменте как совещательный орган. Для участия в законотворческом разговоре пригласили как самих авторов проекта (Государственный департамент интеллектуальной собственности), так и независимых экспертов, которым придется использовать пока еще готовящийся закон в своей повседневной практике.
На сегодняшний день в Украине действует два независимых друг от друга закона, касающиеся прав на торговую марку и прав на географические указания. Последний был принят в 2002 году, однако не заработал — ни одной регистрации в рамках этого закона в стране не было осуществлено. Хотя товары, которые имеют прямое отношение к «географической» регистрации, имеются — «нежинские огурцы», например. Что касается термина «коммерческие наименования», то в нашем законодательстве он пока еще не использовался.
А вот о торговой марке в Украине заговорили сразу после провозглашения независимости. «Сначала были переходные положения, — говорит Михаил Дубинский, вице-президент украинской ассоциации собственников товарных знаков. — А в 1993 году был принят закон, который сегодня регулирует вопросы, связанные с понятием «торговая марка». В законе пока нет термина «коммерческое наименование». Он обозначает название предприятия, позволяя покупателю идентифицировать того, кто предоставляет ему услуги и товары. Географическое же название идентифицирует товар, который может быть изготовлен только в конкретной местности или если люди конкретных населенных пунктов имеют вековые традиции по изготовлению определенных товаров (тульские самовары)».
Для чего же потребовалось реконструировать законы? Не проще ли было добавить к уже имеющимся двум третий? Специалисты решили, что три в одном — лучше, так как все три понятия взаимосвязаны.
Всем известно, что торговая марка позволяет различать одни и те же наименования продуктов по их производителю. Однако кто же и каким образом может получать право обладать какой-либо торговой маркой? По ныне действующему закону любое физическое лицо может зарегистрировать на себя торговую марку и ничего не производить, а только шантажировать настоящих производителей. Чтобы устранить такую возможность, считают эксперты, нужно запретить регистрировать торговые марки людям, не занимающимся хозяйственной деятельностью. А для того, чтобы заработал механизм привлечения к ответственности производителей некачественных товаров, нужно при продаже или передаче торговой марки иным лицам считать сделку совершенной только после перерегистрации этого факта в Государственном реестре. Без такого уточнения за цепочкой перепродаж «марки» не отыскать виновника дефектов.
Председатель Общественной коллегии Государственного департамента интеллектуальной собственности, доктор в области правоведческих наук Антонина Пахаренко-Андерсон сказала «Дню»: «Мы пытаемся гармонизировать наше законодательство, усовершенствовать его с учетом европейских стандартов. Законотворчество по самой своей природе — процесс непрерывный. Иногда коммерческое название становится товарным знаком, иногда на этикетке помещено географическое указание, которое может быть товарным знаком. Поэтому и решено издавать один закон, а не три. Дела, касающиеся незаконного использования товарных знаков, правоприменительная практика, затрагивающая продажу поддельных товаров, возникла в Украине только в 2001 году. Поэтому многие суды, особенно на периферии еще не отработали механизмов, методик ведения таких дел. Мы только начинаем учиться защищать интеллектуальную собственность производителей. Сейчас введена новая практика — вывешивание в интернете проектов законов. Это дает возможность для обсуждения проектов, возможность повлиять на результат еще на стадии принятия решения».