Специалисты рассказывают, например, что вместо традиционных небесных «хризантем» и «одуванчиков», которыми так восхищается публика, в небе можно нарисовать пылающую звезду или огнедышащего дракона. Вообще нарисовать целую феерическую картину, руководство действием в которой будет проходить на земле. Для этого нужны материалы, знания и выдумка автора проекта.
Как, наверное, многие, я была уверена, что салюты — прерогатива исключительно военных. Но, как оказалось, в Луганске салютами занимаются по сути всего два человека — Андрей Артемов и Виктор Федина, образовавшие маленькую фирму «Каскад». Никакого отношения к военным они не имеют. Собственно, в армии у Виктора и началось увлечение пиротехникой, а сегодня он — главный и пока единственный в Донбассе режиссер-постановщик фейерверков, повелитель огня и света. Ключ от пульта управления, заставляющего оживать мортиры, всегда с ним, даже если Виктор находится в командировке. В свое время в качестве пиротехника он принимал участие в подготовке праздничного салюта на ХII Всемирном фестивале молодежи в Москве. Его фамилию можно прочитать в списке тех, кто был задействован в съемках фильма «Юность Петра». Помните, там есть кадры, когда в глазах молодого российского царя отражаются блики так любимых им фейерверков? Работать на съемках было интересно, но дома работается лучше. Создание фейерверков — творческая работа, наполненная экспериментами и в какой-то части просто сумасбродными задумками.
Фейерверк — зрелище дорогостоящее. За границей, например, он стоит минимум $120 тысяч. Но если бы фирма «Каскад» брала бы большие деньги за свою работу, которую зрители и специалисты оценивают очень высоко, вряд ли фейерверкеры были бы востребованы. Учитывая же финансовые возможности органов власти и предприятий, которые чаще всего и становятся их заказчиками, Артемов и Федина оценивают свою работу в среднем в пять тысяч гривен, которые почти до копейки вкладывают в производство. Казалось бы, на такой дорогостоящей продукции можно хорошо заработать, но... Что с них взять — фанаты. И эти фанаты уже смогли завоевать рынок не только в Донбассе, но и в приграничных областях соседнего — российского — государства.
Фейерверки — производство штучное. Его подготовка — довольно сложное занятие, поскольку Виктору, например, приходится все делать самому: высчитывать пропорции смесей, закладывать их соответственно весу, задуманному рисунку и т. д. Ошибешься один раз — результата не получишь. Вернее, получишь, но нежелательный. Поэтому скрупулезность в работе, повышенное внимание должны присутствовать всегда. Ведь в производстве салютов используется более 100 химикатов, максимальный заряд составляет до 24 килограммов. От веса зависит и купол фейерверка, радиус которого иногда доходит до 500 метров.
У Виктора как режиссера-постановщика еще ни разу не было повтора фейерверка. Каждый раз — это что-то новое, поражающее зрителей. Профессия Виктора опасна. Ведь кроме того, что он имеет дело с взрывоопасными материалами при подготовке к салюту мортир, во время показа салюта он находится всего в 3—4 метрах от зоны огня. Ни милиции, ни пожарных, ни военных возле него нет. Только пульт управления, который работает лишь по команде режиссера. Крупные происшествия, как утверждает Виктор Федина, исключены, потому что предусмотрены восемь степеней защиты.
Сегодня Артемов и Федина заняты подготовкой праздничного салюта к 60-летию Луганской области. Он будет происходить на стадионе «Авангард». По утверждению пиротехников, они покажут «такое, чего луганчане еще ни разу не видели». Небо будет расцвеченным на протяжении десяти минут, а финиширует небесный праздник 60 яркими светящимися букетами, которые будут рассыпаны потом разноцветными бриллиантами.