Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «развернуть» мэрию к людям

Активисты инициативы «Агенты изменений» представили рекомендации по облагораживанию пространства киевской городской администрации
19 октября, 2016 - 11:31
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Столичная власть располагается в здании на Крещатике, 36 почти 60 лет. За это время изменилось очень многое — Советский Союз распался, Украина стала независимой и избрала европейский путь развития. Понемногу формируется новое виденье городской власти, ее функций и путей коммуникации с жителями города. Однако на пространстве, в котором она существует, это пока не отображается.

«Мэрия построена тогда, когда было, мягко говоря, не модно слышать голос человека и заботиться о горожанах. Здание было спроектировано для демонстрации величия власти, и площадь вокруг нее предназначена не для взаимодействия людей. Но у нас есть надежда, что это можно изменить», — говорит Юрий Грановский, один из «Агентов изменений», работающий над этим проектом.

По словам Игоря Хацевича, управляющего делами секретариата Киеврады, о реконструкции шла речь давно, но чиновники не знали, как сделать это правильно, поэтому обратились за помощью к урбанистам. В марте 2016 года «Агенты изменений» и Киеврада заключили меморандум о сотрудничестве. Так начался процесс создания комфортного публичного пространства на базе помещений, к которым имеют доступ посетители мэрии.

В начале исследования активисты собирали информацию в коридорах горрады. Они не только наблюдали за поведением посетителей и работников, но и попытались стать на их место и самостоятельно выполнить типичные для них задачи. Кроме того, каждый, кто приходил в Киевраду или Киевскую городскую государственную администрацию  (в том числе и сотрудники), мог передать свои впечатления в специальных бумажных анкетах и онлайн— формах.

Из анкет следует, что граждане, приходящие в это здание, считают это пространство враждебным. Тяжелые двери, металлодетекторы, плохое освещение, отсутствие навигации и информации о расписании работы и функциях подразделений раздражают посетителей и делают их агрессивными. Это часто вызывает конфликты с работниками мэрии. Последним, в свою очередь, не нравятся растерянность и неосведомленность людей, а также размещение работников с разными функциями в одном пространстве. Это отвлекает чиновников от работы и создает дискомфорт. Некоторые респонденты даже призывали запретить свободный доступ граждан в здание и усилить меры безопасности или вообще отказаться от перепланировки.

«Агенты изменений» поинтересовались и мнением прохожих, которые по определенным причинам не спешат заходить в мэрию. Значительная часть опрошенных не видит разницы между Киеврадой и КГГА и не понимает, в чем заключаются их функции. Более того, горожане не всегда знают, что в мэрию могут заходить не только сотрудники.

Эксперты и общественные активисты отметили, что здание не отвечает принципам универсального дизайна и не учитывает потребности разных групп населения. Кроме того, именно здесь следовало бы проводить широкое обсуждение важных для города проектов, которое сейчас проходит преимущественно в закрытом режиме по департаментам.

Параллельно с опросом на месте исследователи изучили зарубежный опыт трансформации подобных пространств и пообщались с представителями нескольких обновленных мэрий. Учли и позитивный украинский опыт, в частности Центра предоставления административных услуг Святошинской райгосадминистрации в Киеве. В итоге «Агенты изменений» сформировали перечень из нескольких десятков рекомендаций.

Согласно ему, новое публичное пространство должно стать открытым — минимум внутренних стен, лестниц и других барьеров, автоматические двери, хорошее освещение и тому подобное. Роль мер безопасности усиливается, но они не должны быть навязчивыми и отпугивать людей. На входе следует создать рецепцию, где консультанты смогут фильтровать поток посетителей и координировать тех, кто пришел по адресу. Работники, ведущие прием граждан, будут находиться в так называемом open space, открытом пространстве. Посетители будут ждать своей очереди в удобном коворкинге, где в это время смогут общаться как друг с другом, так и с представителями общественных организаций и социальных служб. Рекомендации также предусматривают создание лекториев, детских комнат и других активностей, которые будут привлекать горожан.

Активисты отмечают необходимость простой и понятной навигации и стендов с данными об особенностях работы КМР и КГГА и важные городские проекты. Общественные организации также могли бы размещать здесь свои раздаточные материалы.

Переосмыслению подлежит и пространство вокруг административного здания. Авторы рекомендуют не только обустроить площадь и создать пешеходный переход перед КГГА, но и проводить разнообразные мероприятия во внутреннем дворе.

На следующем этапе трансформации урбанисты, социологи, архитекторы и другие эксперты из городской среды превратят рекомендации в план действий. После этого жители столицы и представители городской власти смогут его оценить и откорректировать. Активисты понимают, что все рекомендации могут быть и не воплощены. Однако их главная цель — создать максимально удобное для всех групп людей публичное пространство. Поэтому они призывают искать компромиссы и вместе превратить мэрию в точку приятного и результативного взаимодействия власти и общества.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ