Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «сделать прошлое своим»?

История в школе: пора определяться
8 октября, 2003 - 00:00


Целью общественных преобразований, происходящих в Украине, провозглашено создание гражданского общества на основе демократической государственности и рыночных реформ в экономике. Но давайте спросим себя: возможно ли гражданское общество без воспитания граждан, людей, которые четко представляют, что такое свободное общество, как конкретно необходимость его построения подтверждается трагической и противоречивой историей украинского народа? Поэтому знание национального прошлого абсолютно необходимо тем, кому жить на этой земле (не населению — именно гражданам) как по этическим соображениям — ведь общественная позиция, долг перед будущими поколениями немыслимы без осознания того, что «светили звезды людям и до нас» (Омар Хайям), так и по соображениям прагматическим — чтобы примитивно не повторить опять ошибку предшественников, учиться на них.

Написание действительно современных учебников по истории дело сложное и новое. Практически первые достойные учебники появились в Украине только в 1992 году. И первооткрывателем тут стала книга украинско-канадского историка, иностранного члена НАН Украины, Ореста Субтельного, благодаря которой уже много лет и школьники, и студенты пытаются разобраться в сложнейших «лабиринтах», созданных недобросовестными служителями богини Клио. Но все же прошло уже более десяти лет, да и назвать академическим труд О.Субтельного никак нельзя. Популяризации исторических знаний помогут, можно надеяться, и две книги в серии «Библиотека газеты «День» — «Україна Incognita» и «Дві Русі» (под общей редакцией Ларисы Ившиной), которые, по мнению многих и специалистов, и рядовых читателей, явились удачной попыткой предложить всем нам современный, содержательный, но и критический, взгляд на многовековую историю нашей родины.

Таким образом, вырисовывается хорошо знакомая читателям «Дня» проблема, о которой газета писала не раз (вспомните только последние большие дискуссии — «Мы являемся страной с непредсказуемым прошлым», о преподавании истории в школе, № 2 — 2002 г.; «Учебник — это воплощение знаний в жизнь», № 205 — 2002 г.), но острота ее отнюдь не уменьшается со временем. Свои мнения по этой проблематике высказывают учителя-практики, методисты, работники образования, а также постоянные авторы «Дня», известный автор многочисленных учебников по истории Украины, заместитель директора Института истории Украины НАН Украины, профессор Станислав КУЛЬЧИЦЬКИЙ и вице-президент Национального университета «Киево-Могилянская академия», литературовед и историк, профессор Владимир ПАНЧЕНКО.

Валерий СТЕПАНКОВ, профессор, заведующий кафедрой всемирной истории Каменец-Подольского государственного университета:

— На страницах газет, в радио- и телепередачах можно прочитать и соответственно услышать риторический вопрос: правдивую ли историю Украины изучают наши дети и внуки, не фальсифицируется ли она в угоду новым идеологическим догмам? Этот вопрос справедливый, потому что свидетельствует о понятной озабоченности общественности уровнем научности учебной дисциплины, важность которой трудно переоценить в воспитании национального самосознания и самоуважения, патриотизма, сохранении и укреплении золотой цепи единства поколений.

Поднятая проблема имеет два важнейших аспекта: содержание учебников и уровень профессиональной подготовки учителей. Что касается первого из них, то нужно признать следующее — после обретения независимости Украиной отечественными авторами разработан ряд высококачественных учебников, не уступающих зарубежным аналогам. При этом не стоит забывать то обстоятельство, что им приходилось творить в условиях господства в учебной и научной литературе великодержавной российской концепции истории Украины, до неузнаваемости исказившей ее суть, а также в отсутствие собственно украинской концепции. Поэтому самим авторам сначала пришлось приложить немало усилий для переосмысления существующего творческого наследия ученых, а уж потом засесть за написание учебников. Сегодня, на мой взгляд, необходимо, во-первых, выбрать среди них лучшие для каждого класса и превратить в базовые для школ всей Украины. Во- вторых, необходимо противодействовать попыткам совместного со специалистами соседних государств написания учебников, поскольку в них в угоду чужеземным концепциям неминуемо будут искажены принципиально важные проблемы национальной истории.

Ни в коем случае нельзя умалять значение изучения учениками объективной истории нашей Родины, профессионального уровня учителей и их гражданской позиции. Не секрет, что большинство из них сформировалось как специалисты по истории именно СССР, а не Украины. Поэтому, понятно, пришлось переквалифицироваться. Этот процесс оказался слишком сложным, противоречивым и незавершенным. Так что и сегодня бывают случаи, когда учеников, как и в 70 — 80-х годах ХХ века, учат, что Киевская Русь — это «колыбель трех братских народов», что «украинский народ начал формироваться в XV — XVI веках», что «Переяславская рада 1654 года ознаменовала воссоединение Украины и России»...

Нужно приложить еще много усилий, чтобы каждый украинский учитель истории мог повторить слова выдающегося французского историка Марка Блока: «Я родился в этой Родине. Я пил из родников ее культуры, я сделал ее прошлое своим. Я дышу свободно только в ее климате, и вместе с другими, я сделаю все, что могу, чтобы защитить ее интересы».

Наталья РУДЕНКО, директор Симферопольской украинской гимназии:

— Эта тема и впредь остается наиболее болезненной в нашей школьной жизни. Что касается Украинского гуманитарного лицея Киевского университета, который является нашим партнером, — то там преподавание истории и воспитание гражданина Украины поставлено блестяще, но в Крыму — это какой-то ужас. Достаточно сказать, что даже в этом году на августовской конференции выступал один учитель и откровенно «плакал» по Советскому Союзу.

Я посещаю школы Крыма, где видела красный флаг, ленинскую комнату, портреты Ленина. Сегодня учитель может сказать «так называемые герои Крут»... Так чему же они могут научить будущих граждан Украины? Все они еще специалисты «по истории СССР», знают набор коммунистических мифов о «Великом и могучем», но собственно истории, настоящей истории не знают и не хотят знать...

Я удивляюсь, почему Украинское государство терпеливо относится к откровенно антиукраинской деятельности в сфере образования? Вот сугубо крымская проблема. Руководители образования специально не завозят в Крым нужного количества учебников по украинской истории, языку и тому подобное, а потом обращаются к Москве — и оттуда везут российские учебники, которые активно распространяются в местных школах. Параллельно газеты «Крымское время» и «Крымская правда» разворачивают настоящую идеологическую войну против украинских учебников истории. Они высмеивают факты украинской истории, а выводами этих статей являются утверждения: лучше бы этих украинских учебников и не было! Понятно, что вывод таков — нет никакой украинской истории. Для них бывшие большевистские сказки вместо истории являются вершиной желаний и надежд. А учителя эти газеты читают, и не у всех из них хватает профессионализма или даже образовательного уровня оценить их адекватно.

Федор ПЕНДЕРЕЦКИЙ, директор Житомирской гуманитарной гимназии №1, по профессии учитель истории:

— Преподавание истории сегодня идет в пределах школьной программы, охватывает все аспекты. Нравится мне, как издаются сейчас учебники по истории; они красиво оформлены, в соответствии с разделами этих учебников укомплектован состав авторов и редакторов, почти нет несоответствий между ними и учебной программой, как было до недавнего времени. Авторы учебников ссылаются на Грушевского, Крипякевича, Донцова и многих других известных отечественных историков, культурологов, философов, чего раньше вообще не было.

Какие существуют проблемы с преподаванием истории в школе? Теми же учебниками школы обеспечены недостаточно. Нужна более основательная работа по повышению квалификации учителей истории, прежде всего на местах, в институтах последипломной практики. И самих учителей истории в школах у нас не хватает. Исторический факультет Житомирского педуниверситета только недавно начал подготовку специалистов по этой специальности и не может обеспечить потребности региона, особенно на селе.

Елизавета МОНДИК, учитель истории Ужгородской ОШ №20, руководитель школьного методобъединения истории и права:

— Школьный историк поставлен в очень тяжелое положение. Вопиюще неусовершенствованные программы, из-за чего ученики нецелесообразно перегружены. А самое главное просто не изучается. Нет элементарного — карт. Особенно по истории Украины. А если есть, то очень дорогие — до 70 гривен настенная. Не обеспечены школы полностью учебниками ни по всемирной истории, ни по истории государства. Нет и справочников, где можно ознакомиться с биографиями выдающихся людей, дополнительными объяснениями к учебным темам. Нет, скажем, дополнительной литературы о гетманах Украины, или же книг о подвигах украинцев в годы Второй мировой войны, хотя приближается 60-летие Победы.

Галина ХМЕЛЕВСКАЯ, генеральный директор Всеукраинского информационно-культурного центра, председатель оргкомитета по проведению форума украинцев Крыма:

— Мы проводили ряд «круглых столов», во время подготовки которых изучали ситуацию в школах, и потому основные тенденции в Крыму нам известны. Я бы хотела отметить несколько принципов, которых, по нашему мнению, следует придерживаться. Во-первых, преподавание истории должно проходить по учебникам, утвержденных нашим Министерством образования, а не по каким-то другим. Абсолютно недопустимо преподавать историю по учебникам, которые ввозятся в Украину из-за рубежа (особенно этим «отличается» Крым).

Во-вторых, историю Украины нужно преподавать на государственном украинском языке во всех без исключения школах Крыма. Это поможет детям не только изучить историю и украинский язык, но и усвоить сам дух украинской истории и государственности.

Вопросы школы, в том числе и изучения истории в крымских школах, будет остро стоять на обсуждении Всекрымского форума украинцев, который состоится 9 декабря. Мне кажется, что здесь нужно особое внимание обратить на уровень преподавателей. Не секрет, что настоящая, не искаженная коммунистическими выдумками, история Украины для них недосягаема — они не имеют и не хотят, кстати, иметь современных методик, они не научены работать по-современному и работают так, как работали в еще советских школах.

Тарас ГОНЧАРУК, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины исторического факультета Одесского национального университета:

— Проблем с изучением истории в современных школах много. И, пожалуй, самая важная из них — это отсутствие специалистов-историков. Из выпускников нашего факультета в школы идут не более 20 процентов. В результате, несмотря на систему распределения, историю в школах ведут филологи, бывшие военные, в лучшем случае, учителя-историки пенсионного возраста. Они историю Украины в свое время не изучали и знают ее плохо. Поэтому стараются детям читать больше всемирной истории. Это при том, что сегодня уже есть масса прекрасных учебников по истории Украины, разнообразной дополнительной литературы.

Вторая важная проблема — это неравномерное распределение учебного материала. Историю древнего мира и древней Руси дети изучают совсем маленькими, в 5 — 6 классе. К концу школы они уже ничего не помнят из этого материала. А ведь именно период Древней Руси очень важен для осмысления дальнейшего становления Украинского государства. Зато три класса старшей школы ученики изучают историю ХХ века. В результате, когда абитуриенты сдают вступительные экзамены в вузы, у них налицо пробелы в знаниях по истории Украины, особенно древней.

Третья проблема — это сокращение часов географии. Без знаний всемирной географии школьники полностью теряют ориентацию и во всемирной истории. И еще пару слов об учебниках. Составители насыщают их огромным количеством фактов, сохраняют информацию о всевозможных пленумах и постановлениях ЦК, которыми раньше были напичканы наши учебники. И при этом еще добавляют новые факты. Такое желание угодить всем в результате отражается на знаниях школьников.

Светлана ДРЕБОТ, учительница истории и правоведения Житомирской ОШ 1 — 3 ступеней №20 (учитель высшей категории, «Отличник образования Украины»):

— Требования к преподаванию истории в школе четко обусловлены программой, утвержденной Министерством образования, но учебники по этому предмету и материальная база в школах не всегда соответствуют этим требованиям. А потому на уроках бывает чрезвычайно сложно сосредоточиться на какой-то теме, когда дети сидят без пособий, без атласов. В целом книги и карты издаются, но они очень дорогие, и чисто с моральной точки зрения я не имею права заставить школьников купить их. А по сути, знание истории определяет интеллектуальный уровень нашего молодого поколения. Я лично никогда не акцентирую, что ты (то есть ученик) вот так должен думать, и это твой окончательный ответ. Я считаю, что главное, чтобы ребенок воспринял разную информацию и сформировал собственное мнение, свое видение будущего и всегда призываю к этому учеников.

Что касается уровня преподавания, то в основном в школах у нас работают квалифицированные учителя. Ученики с Житомирщины, в том числе из нашей школы, часто занимают призовые места на республиканских предметных олимпиадах. А вот учебники, такое мое впечатление, пишут преподаватели вузов, которые никогда в школе и не работали. Эти учебники довольно часто написаны так, что дети не понимают, о чем именно идет речь. Мне лично очень нравится учебник по всемирной истории для 10-х классов Полянского и, в первую очередь, направленностью на развитие мышления учеников, не на зазубривание фактов, дат. Для 10 — 11 классов в общем по истории много учебников, и преподаватель может сам выбирать, какой рекомендовать. Но мы работаем сегодня по одному учебнику, завтра по другому, послезавтра еще по какому- то. И нашему министерству следует, по-видимому, больше учитывать реальное положение вещей в школах, потому что, например, сейчас десятиклассники и одинадцатиклассники, с которыми я работаю, часто вообще не понимают, какие знания от них требуются.

Богдан ПОТУРНАК, заместитель начальника управления образования и науки Черновицкой ОГА:

— Преподавание истории в школе осуществляется по Программе Министерства образования, имеются и соответственно утвержденные учебники, поэтому фактически мы выполняем программу. В то же время любая преподавательская работа предусматривает творческий подход. Учитель должен чувствовать, какие темы требуют углубленного изучения. В программе есть резерв часов, за счет которого можно расширить изучение той или иной темы. Скажем, присоединение Западной Украины к Советскому Союзу и события конца 30 х — начала40-х годов в западных областях естественно вызовут больший интерес, потому что это происходило на наших землях, здесь живы очевидцы этих событий. Поэтому учитель, например, Черновицкой области, может считать целесообразным предложить ученикам более детальное проработать этот период.

Изучая историю, зацикливаться на заучивании дат и фамилий нельзя — дети должны формулировать общее видение событий, анализировать их причины и последствия, оценивать факты под различными углами зрения, учиться сопоставлять и делать выводы. Кроме того, историю Украины нельзя рассматривать оторвано от всемирной истории, а только в ее контексте, необходимо видеть общие тенденции и процессы.

Подготовили Сергей МАХУН, Игорь СЮНДЮКОВ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»; Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь; Василий ЗУБАЧ, Ужгород; Наталья ЖИТАРЮК, Черновцы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ