Уже несколько лет в Украине действует национальная система внешнего оценивания учебных достижений учеников выпускных классов. В прошлом году по желанию ею воспользовались 40 тысяч учеников, в этом году — 117 тысяч. Как утверждают в Министерстве образования и науки Украины, она дает возможность объективно оценить знания учеников и, при введении единого экзамена, обеспечить прозрачность доступа к высшему образованию. Оценка знания выпускников по этой системе уже второй год возложена на Украинский центр оценивания качества образования, к тому же это осуществлял Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования при поддержке фонда «Возрождение». По словам первого заместителя директора Украинского центра оценивания качества образования Вадима Карандия, система внешнего оценивания оправдала себя — что касается оценки знаний учеников в вузах и количества зачислений туда на обучение.
— В этом году по этой системе 117 тысяч наших учеников выполнили 230 тысяч экзаменационных работ, — объяснил он. — Тестирование проводилось по трем предметам: украинский язык — обязательный для всех, а два других предмета ученик мог выбирать (украинская литература, математика, физика, химия или биология). В общем тестирование охватило 28% выпускников. Скольким ученикам удалось благодаря этой системе стать студентами, я сказать не могу, потому что вступительная кампания еще не завершилась — происходят последние этапы зачислений в вузы. Теперь мы прорабатываем статистику, которую запросили в вузах — эта информация будет дней через десять. Мы сделаем полный анализ по каждому вузу, по специальностям, и тогда будем говорить предметно.
Как показала практика, среди выпускников, их родителей и учителей система внешнего оценивания вызывает много дискуссий — в конце концов, как и любое нововведение. Главное, к чему апеллируют все заинтересованные, — насколько можно доверять результатам внешнего оценивания. Но ничего нового в подобном недоверии нет: как свидетельствуют эксперты, этот вопрос возникает в каждой стране, где вводится эта система оценки знаний. Выход из этой ситуации они называют один — общественный контроль за процедурой оценивания. Поэтому с этого года при содействии Министерства образования и науки Международная благотворительная организация «Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования» разрабатывает и вводит механизмы общественного мониторинга государственной системы внешнего оценивания.
В этом вопросе одним из наиболее активных иностранных партнеров Украины является Литва, в частности, представитель литовской системы образования, Альгирдас Забулионис. В системе внешнего оценивания выпускников школ Литвы он работает уже десять лет, поэтому у него есть чем поделиться с украинцами.
— В данной системе Украина шагает широкими шагами, но для ее полного ввода нужен еще год-два и особое внимание следует уделя ть общественному контролю, — считает господин Забулионис. — Главная цель общественного контроля — уменьшить «температуру» в обществе: рассказать, что делается, как делается, и что результатам можно верить. Самое худшее в этом вопросе — нехватка информации. Почему вся общественность заинтересовалась обычными школьными экзаменами? Дело в том, что речь идет не столько об экзамене, как о праве ученика поступить в университет, по сути, о его будущей судьбе. Поэтому информация, на основании которой принимается решение быть или не быть ученику студентом, должна быть объективной и достоверной. А чтобы удостовериться в том, что Центр проводит оценивание хорошо, нам нужен общественный мониторинг.
По его мнению, чтобы мониторинг правильно сделать, следует разбить цикл экзаменов на три составные. Первый этап — до дня экзамена. Общественность должна наблюдать, действительно ли доступна информация об экзаменах для учеников школы, имеют ли они равный доступ к ней. Второй этап — день «Х» — когда ученики сдают экзамены. Задание общественного мониторинга — убедиться, что все получили задание, что они не были открыты заранее. Альгирдас Забулионис приводит пример, что в некоторых европейских странах открывают пакет с заданием сами ученики — чтобы убедиться, что он не поврежден. После экзаменов наступает третий этап работы общественного контроля — проверить, была ли работа ученика закодирована, не было ли возможности найти необходимую работу и что- то исправить, не перепутал ли кто-нибудь что-либо. И главное — по желанию учеников показать им их работу. По мнению литовского эксперта, это решает очень много проблем, в частности, общественное недоверие. И еще одна важная цель общественного мониторинга — указать Центру, занимающемуся оцениванием, недостатки работы — чтобы погрешности не повторялись, ведь и Центр и общественный мониторинг имеют общую цель — улучшать качество тестирования.
Хотя система внешнего тестирования в Украине введена недавно, по словам Вадима Карандия, общественный контроль, пусть и не так систематически, как о нем рассказывают коллеги из Литвы, у нас практикуется.
— Мы проводим общественный контроль, и он был открыт для всех, кто хотел понаблюдать за всеми процедурами, в частности, и СМИ, — заметил он. — Конечно, тяжело сочетать открытость, конфиденциальность и безопасность, но на всех возможных этапах мы привлекаем желающих узнать больше об этапах подготовки тестирований... В этом году участники тестирования сами решали, хотят они или не хотят пройти это испытание, поэтому не было такой широкой процедуры апелляции результатов. Но мы пошли на встречу всем, кто к нам обратился, и дали всем желающим возможность просмотреть свои работы. Таких обращений к нам было несколько десятков.
По мнению украинских экспертов, поскольку ежегодно количество желающих пройти внешнее тестирование, увеличивается, необходимо наращивать базу. Теперь в структуре Украинского центра оценивания качества образования есть филиалы в Харькове, Львове и Донецке. По словам Вадима Карандия, в этом году, в связи с прогнозированным количеством желающих пройти внешнее тестирование в будущем, будет осуществляться подготовка других региональных центров. В частности, в них будут работать над введением общественного контроля.