Нынешняя весна затянулась на целый месяц, но психоаналитикам это не помешало начать в Киеве «Психоаналитическую весну — 2013» — ежегодный (с 2004 года) открытый международный образовательный проект Украинской Ассоциации Международного института Глубинной Психологии, — которая будет длиться еще два месяца.
В этом году одним из акцентов стали темы развития личности, сексуальности человека, отношений между людьми — то, что имеет для каждого определяющее значение.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ДАЛ МНОГО ЗАМЕНИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
«Если взять школьные годы, то мы можем увидеть, что девочки в это время очень активны: они учатся лучше ребят, больше интересуются общественной работой, творчеством. Но заканчивается учеба, и этот потенциал мы теряем, ведь в период от 18 до 35 лет большинство женщин, параллельно с учебой в вузах, выходят замуж, рожают детей. Тогда активными становятся мужчины. По-видимому, так запрограммированно природой, что женщина должна отдавать больше энергии семье, но все же хотелось бы, чтобы мы свой ум вкладывали еще и в реализацию важных для общества идей. Поэтому в последнее время мы сотрудничаем именно с такими женщинами — которым за 30, — у которых есть интересные идеи, и которые не хотят быть домохозяйками, — рассказала председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна ТИМОЧКО.
Современный мир предоставляет много возможностей человеку, но в этом может крыться ловушка: ощущение, что выбор — велик, что ты ко всему можешь быть причастен. Но социологические данные показывают, что в последние десятилетия современный человек (особенно в большом городе) чувствует себя очень одиноким. Уровень распространения депрессии самый высокий в мегаполисах.
«Прогресс играет здесь злую шутку с современным человеком. С одной стороны, современный человек имеет достаточное количество суррогатов — заменителей того, что могло бы быть отношениями (Интернет, социальные сети, телевизор и т. п.), с другой стороны ускоренный темп жизни фактически не дает людям достаточного опыта проживания отношений в раннем возрасте, — убеждена психоаналитик, ректор и основатель Международного института глубинной психологии Светлана УВАРОВА. — Как правило, родители не имеют ни времени, ни эмоциональных ресурсов для того, чтобы дать ребенку полноценный опыт отношений. В связи с этим развивается масса вещей, которые в психоанализе называются феноменами нарциссического развития, — когда человек, к сожалению, не в состоянии строить отношения в зрелом возрасте. Эти отношения, фактически, становятся для человека травматическими, они разрушают его жизнь. А должно быть наоборот... Поэтому такая неэкологичность, в широком смысле этого слова, приводит к тому, что человек не только создает свое одиночество, но и вынужден жить один. Я думаю, что в этом — страдания современного человека. Если говорить об Украине, которая якобы движется в Европу, то, возможно, количество одиноких людей у нас будет увеличиваться. Но мы не должны забывать, что в мире есть другие тенденции, другие страны, в первую очередь — среднеазиатские, страны Ближнего Востока, в которых есть другие культурные традиции и общественные тенденции. Думаю, что в связи с процессами миграции будет происходить процесс смешивания, результат которого — неизвестен.
ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СТРАДАЕТ
Общий ответ специалистов — потому что не хочет взрослеть. Детальнее это «разжевывает» французский психоаналитик Серж ЛЕСУР, который имеет большой клинический опыт работы с подростками (в начале 1990-х годов написал свою основную книгу «Подростки. Встреча с женским»), в которой он пересматривает концепцию развития этапов женственности, подчеркивая ее ключевую роль в психологическом развитии, которое позволяет ребенку отойти от инфантильных задач и построить свою взрослую половую позицию.
«Если брать сексуальность, то у современного человека ничего не изменилось. Все — то же, что и было сотни и тысячи лет назад. Но изменились социальные нормы. Если возьмем Древний Рим, то там все политические вопросы обсуждались в публичных туалетах: собирались политики, послы — все кто имел отношение к управлению государством, — удовлетворяли свои естественные потребности, параллельно обсуждали проблемы в государстве. Когда естественная потребность была удовлетворена, заканчивались и дискуссии. Думаю, что если бы наши парламентарии поступали таким же образом, это позволило бы избежать ярости и агрессии, — считает доктор психологических наук, руководитель кафедры клинической психологии Университета в Страсбурге, директор исследовательского объединения «Индивидуальность, познание и социальная связь» Серж ЛЕСУР. — Измененные социальные нормы также привели к тому, что сексуальность сегодня рассматривается как возможность получить удовольствие. Наши представления о сексуальности имеют нарциссическое измерение: мы возвращаемся к модели инфантильной сексуальности — удовлетворению только для себя. Эта тенденция объясняет тот факт, что в настоящее время наиболее востребованными и прибыльными являются порносайты, они — наиболее часто посещаемые, потому что там все можно, позволяются все извращения. К этой категории можно отнести и реалити-шоу на телевидении. Они также пользуются огромной популярностью, потому что зрители могут наблюдать за чужой жизнью. И все это — при полной безнаказанности, потому что я только наблюдаю... Получается, что наше общество дает в качестве модели сексуального удовлетворения полиморфную перверсию (бесстыдство, связанное с телом, которая является нормальной для маленького ребенка, и которая в процессе воспитания должна трансформироваться в мораль, в «сдерживающие плотины» по Фрейду — Авт.). Сексуальность стала оружием для доминирования над другими. И что постепенно все больше исчезает — так это место другого в отношениях. Другой стал чистым объектом. В лучшем случае — объектом, который согласился быть таковым, и которого можно запросто отбросить, если он не удовлетворяет меня или «использован». Это четко прослеживается в современных семьях, когда другой должен быть наделен самыми лучшими качествами: быть богатым, красивым, зарабатывать на жизнь, мы должны быть в нем уверены, он должен быть хорош в сексуальном плане. В таком случае — вступаем с ним в отношения. Если же он (она) потерял хоть одно качество — я бросаю его и иду на поиски другого... Но здесь существует большое «НО»: я тоже могу стать таким же объектом для другого человека — которого тоже «используют» и выбросят. И это делает меня депрессивным. Вся эта меланхолия современного мира и связана с отсутствием отказа от инфантильной сексуальности.
Что же делать? Расти. Не в высоту, а в глубину. Психологи отмечают, что каждый человек всегда испытывает в себе какой-то «недостаток». В большинстве случаев пытается удовлетворить его посредством другого человека. Но это — неправильно, и не результативно.
— Это мой недостаток, другой никогда не сможет заполнить его. Другой — это тот, кто тоже имеет свои желания, которые не всегда похожи на мои. Нам нужно наконец вспомнить, как Фрейд высказывался относительно позиции зрелого человека, — говорит Серж Лесур. — Что стать взрослым — это выполнять две функции: любить и работать. Также Фрейд говорил, что в любом случае работать — это всегда начинать снова и снова, а любить — это видеть другого с его потребностями, вкладывать в этого другого, строить с ним отношения (конечно, если другой тоже имеет такую картину мира. — Авт.).