Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как у Вордсворта

Почти осенняя гастрономическая экспедиция в озерный край
3 сентября, 2021 - 13:04

Как-то неосторожно известный поэт Уильям Вордсворт превратил затерянный горный регион в Северо-Западной Англии в любимый туристический объект многих поколений британцев. А все потому, что романтично и с любовью описал родной озерный край. Северо-запад Волыни, наш озерный край, тоже может подарить гораздо больше впечатлений, чем купание, загар и сон. И хотя курортный сезон в этих местах короткий, с середины июня до конца августа, и я пока не Уильям Вордсворт, все же попробую вас убедить, что природа Свитязя и остальных озер Шацкого национального природного парка создает прекрасную атмосферу для отдыха в любой сезон. А щедрый выбор уникальных гастрономических специалитетов вдохновляет возвращаться сюда вновь и вновь на дегустации и прогулки (перед следующими дегустациями).

Отправляясь в Шацкий национальный природный парк в конце августа, я сразу знала, что съем много вкусного. И чтобы оправдать избыток удовольствия, придумала себе задачу — собрать в тексте главные продукты и блюда, которые здесь предлагают туристам. Так мое путешествие превратилось в гастрономическую экспедицию. Чтобы сразу настроить вас на правильный лад, попрошу забыть о классических курортных стереотипах — шумные толпы, пластиковые стаканчики и надувные матрасы. Чем ближе к осени, тем их меньше, а нам, значит, — лучше. Поэтому посмотрим на Свитязь и леса вокруг, как на территории богатые рыбой, дичью, ягодами и особыми традициями, которые спрятались в чаще от суеты современности. Говорят, сам Великий князь Витовт любил охотиться здесь перед походами, а сил его рыцарям в Грюнвальдской битве добавляла солонина из этих мест.

Поскольку озерным этот край делают озера, начнем с водных кулинарных богатств. Свитяжский рыбный рынок постоянно включают в различные базарные рейтинги страны. Его ассортимент действительно удивляет — ароматами, вкусами, зубастыми пастями и острыми хвостами «товаров». Здесь вам предложат с десяток видов речных и озерных рыб, а на заказ, по тихой глади утреннего водоема, рыбаки сами привезут ковш свеженькой, еще живой рыбы на уху. Ее здесь варят на воде из Свитязя, добавляя как можно больше различных рыб и кусок угря, для щедрости вкуса.

Среди обязательных блюд, которые стоит попробовать на песчаных берегах этих озер — канадские сомики, которых здесь называют бычками. Колючий, усатый и очень вкусный, сомик попал на Волынь в 1935 году, хотя его родина — бассейны Миссисипи и Миссури. Заболоченные водоемы и мелиоративные системы Полесья идеально подошли этому непритязательному и немного вызывающему, зато вкусному виду. Зажаренные в сметане с луком и зеленью или копченые сомики — выбирать вам.

Карасей, запеченых на соломе в печи, вы тоже мало где попробуете. Хозяйки этих краев держат в тайте секрет их приготовления — рыба остается хрустящей и вкусной долгое время, а румяная кожа так и соблазняет сделать первый хрум. Запекают как большие, так и малые рыбины, а вы уже выбирайте, какие вам нравятся больше. Под действием высоких температур кости превращаются в труху и карасиков можно съедать целиком.

Угри — некий самопровозглашенный символ Шацких озер. В девяностые шустрые местные предприниматели продавали их с капотов машин сотнями. Завернутый в газету копченой угорь был лучшим сувениром и демонстрацией статуса, потому что стоила эта рыба всегда дорого. Сегодня же настоящих, свитязьских угрей найти трудно. Виноваты — нерасчетливые рыбаки, экологи и мы, покупатели. Угри не местный вид, их заселили в волынские озера в конце 30-х. Эта рыба имеет уникальную особенность — нерестится только в Саргассовом море и ради этого преодолевает тысячи километров, умирает там, а уже их хвостатые наследники ловят теплое течение Гольфстрима и путешествуют назад, на Волынь. Не знаю, захочется ли вам после такого рыбного героизма их есть. Я вот сомневаюсь, однако не со слов знаю, что угорь одинаково вкусный во всех видах — жареный, вареный, копченый и на гриле. Местные рыбаки — мастаки солить рыбу. Таранка из щук, лещей, окуней и судаков заслуживает отдельного внимания.

Особой природу этих мест делают леса, которые густым лабиринтом окружают озера. И если звери живут там, по моему мнению, как хозяева и трогать их не надо, то вот растительные щедроты можно и нужно собирать. В начале осени украшением леса становятся красные бусины брусники. Кисловато-горькая, богатая витаминами ягода идеально подходит в чае, в джемах и настойках. Иногда и черника остается на полянах до холодов, и тогда нет ничего вкуснее микса свежесобранных синих и красных ягод в ладони путешественника. Да еще и под жужжание комаров или кусачую оборону крупных лесных муравьев. Под пушистым ковром мха, совсем рядом, скрываются грибы-лисички, а после дождей и на новолуние появляются белые и красноголовцы. Спорить с местными, откуда грибы знают о Луне, — не стоит, потому что кто сказал, что проверенные приметы работают хуже теоретической науки?

Еще одно, особое лакомство, которое зреет в тиши осеннего леса, — ежевика. Колючая и неприступная, как и положено ценному сокровищу, она является не меньшим олицетворением Волыни, чем леса и озера. Послушайте хотя бы песню на слова Петра Маха «Ожини», которая уже стала народной. Из ежевики готовят вкусные морсы, наливки и даже соусы к мясу, а еще — это одна из любимых начинок известных Свитязьских пампухов. Вот только не говорите мне, что о них вы никогда не слышали, потому что это уже настоящий волынский ритуал, не менее важный, чем купание в озере. Женщины, дети и чаще всего бабушки в блестяще-белых платках медленно проезжают на роверах (так здесь называют велосипеды) каждый пляж Шацких озер. «Пончики с черникой, абрикосами, ежевикой, маком и вишнями. Беляши. Пироги печеные с грушами. Манник», — услышите вы не раз, и как подсказывает мой личный опыт — купите тоже не раз. Гарантия качества — авторитет местных хозяек, которые иногда утром жарят, а вечером крутят педали, продавая вкусные творения своих рук. Пампухи вам щедро посыпят сахарной пудрой, пожалуются на плохой сезон и, уже закинув ногу на велосипед, пообещают завтра здесь быть в такое же время. И вы будете ждать, чтобы, купив на берегу кофе, есть пампух, которого больше нигде нет в мире, чувствовать, как его сладость смешивается с первой горечью осени, ветер подхватывает ежевичный дух, и вам совсем не хочется возвращаться из этого сырого озерно-лесного края в суету рабочих дней.

Если жизнь позволяет путешествие на Свитязь,  не задумывайтесь о погоде. Ведь даже в дождливый день вас порадуют горячая уха, толстенькие грибочки или сладкий пирог с маком. Однако, что бы вы ни выбрали, есть вкусности стоит вприкуску с местными историями — о медведе, который впервые за сто лет забрел в эти леса, о сомах больше лодки и об озерах, которые видели тысячи лет. Почти как у Вордсворта, правда?

Анна Данильчук, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ