Примерно 34 тыс. медицинских работников написали заявления на увольнение с начала этого года. Это официальные данные Министерства здравоохранения. Сколько этих увольнений связано с коронавирусом или низкой зарплатой, такого разреза данных никто не делал. Но — проблема очевидна. Как и в большинстве стран, из-за пандемии Украине не хватает медицинского персонала. Государство сейчас должно беречь каждого врача, санитарку или вирусолога. Наибольший шанс удержать медицинских работников на работе — достойная оплата. Из последних объявлений о вакансиях на рынке труда известно, что ставка врача общей практики семейного врача колеблется от 12486 до 10902 гривен. И учитывая бюджетные перипетии этого года, его медицинская часть мизерная, и о существенном повышении зарплат речь идти не будет.
ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ
Сначала о цифрах. Президент Владимир Зеленский еще в октябре, перед первым рассмотрением государственного бюджета на 2021 год в парламенте, отмечал, что зарплата врача должна составлять 25 тыс. гривен, медсестры — 18 тыс., а интерна — 16 тыс. У министра здравоохранения Максима Степанова примерно такая же позиция: необходимо повышение заработных плат врачам на уровне 23 тысяч гривен, среднему медицинскому персоналу — 17 тыс., и младшему медицинскому персоналу — 12 тыс.. «Это то, что было обещано медикам, и они рассчитывают на нас. Мы не можем их подвести, потому что они нас не подводят. Поэтому я очень прошу сделать возможными эти зарплаты в бюджете. Это наш долг перед полумиллионом медицинских работников. Это не абстрактные цифры для абстрактных людей», — отмечал Степанов во время выступления в Верховной Раде.
Чтобы заявления министра и президента стали реалиями, в бюджете-2021 надо было заложить финансирование на уровне 296 млрд гривен. Однако на голосование в сессионный зал проект бюджета попал с медицинской сметой на уровне 161 млрд. Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев отмечал в комментариях Укринформу, что нет возможности увеличить расходы на медицину в проекте государственного бюджета на 2021 год в соответствии с запросом Минздрава.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Поэтому повышения зарплат для медиков не будет, не хватит средств на ковидные пакеты услуг больницам, по прогнозам некоторых нардепов, деньги закончатся в апреле следующего года, не хватит финансов и на доплаты врачам в размере 300% зарплаты. Так же не будет качественных изменений на вторичном звене. Ситуация с зарплатами там еще плачевнее, чем на первичке.
По данным Национальной службы здоровья Украины, средняя зарплата врачей вторички — менее 9 тыс. гривен, медицинских сестер — менее 7500. «Для сравнения на первичном звене — соответственно 15 и 8,4 тысячи. Абсолютно искажена ситуация по сравнению со всем миром, где зарплата на вторичке существенно больше, чем на первичке, поскольку сложные случаи первичка направляет к узким специалистам. Коллеги — семейные врачи, это я не об уменьшении ваших зарплат, а об искусственно созданном «реформаторами» дисбалансе в оценке труда в сфере ОС. Для «самоуничтожения» больниц и раскола внутри профессионального сообщества, чтобы медики не смогли объединиться», — отмечала врач-кардиолог, профессор Екатерина Амосова.
ПОЛЬСКИЕ ПРИМАНКИ
Получается замкнутый круг — в бюджете средств на повышение зарплат нет, Национальная служба здоровья Украины, из которой сейчас происходит финансирование медицинских учреждений, тоже устраняется от проблемы. В частности, в НСЗУ отмечают, что на уровень зарплат повлиять не могут. Она определяется коллективным договором медиков с главным врачом, которые медицинские работники могут не подписывать и добиваться сами достойной зарплаты.
Что тогда делают медики? Часть выходит на протесты с требованием увеличить финансирование на медицину. Последний митинг состоялся вчера, 16 декабря, возле Кабмина. Другие — ищут работу там, где их ценят, гривней в том числе.
Сейчас направление номер один для наших медиков — это Польша. В прошлом месяце Сенат Польши одобрил законопроект об упрощенном трудоустройстве для иностранных врачей из стран за пределами Европейского Союза. Достаточно знать польский язык, иметь три года опыта и диплом врача, заверенный консулом Польши.
Как комментировал ранее врач, президент Ассоциации анестезиологов Сергей Дубров, Польша приглашает анестезиологов на работу по 200 злотых в час. Если работать на ставку-полторы — это 300-400 тысяч гривен. «На сегодня Польша сделала зарплату для своих врачей на уровне зарплаты врачей Германии. Если мы будем получать так, как мы получали без надбавок 300%, 8-9 тысяч, то за 400 тыс. я сам поеду в Польшу работать», — отметил Дубров.
Кроме того, Польша отменила нострификации дипломов украинским медикам. «Теперь они могут беспрепятственно туда поехать и работать. Их там ждут. И если мы не повысим им зарплаты — поверьте, они все поедут за границу», — отмечал перед голосованием за бюджет Максим Степанов.
«Почему зарплата медиков важна для всех украинцев? Потому что их ждут соседние страны, которые упрощают условия приема на работу. Например, в Польше достаточно заверить украинский диплом у консула, и зарплата стартует от 70 тыс. гривен в месяц. Пандемия показала, что коек можно наставить, но работать у них будет некому. Даже при + 300% к зарплате в этом году, что не предусмотрено в следующем», — добавляет Екатерина Амосова.
По мнению заместителя главы Всеукраинского врачебного общества Константина Надутого, сейчас медицину спасают ковидные деньги. Как писал он в «Фейсбуке», закончится эпидемия — с ней и деньги. Он советует сейчас громадам брать контроль за медицинской сферой на местах в свои руки. Для этого нужны анализ и прогнозирование, а сделать это без качественной статистики и мониторинга невозможно. Эксперт считает, что повышения зарплат сейчас уже недостаточно: «Если будет так (рост заработных плат по плану МЗ — Ред.) — это не решит проблему окончательно (рыночная стоимость труда врачей определенных категорий значительно выше), но точно не ухудшит, это будет одним из необходимых действенных факторов, чтобы удержать от эмиграции значительную часть кадров, в том числе молодых, что самое важное. Кадровая деградация — это сегодня самая большая угроза для отрасли, так как наиболее инерционная. Это то, что догнать и исправить через год-два будет уже невозможно за любые деньги».
ВАРИАНТЫ ВЫХОДА ИЗ ТУПИКА
Удержать врачей в Украине — нужно любой ценой. В правительстве это понимают, но без финансов это сделать невозможно. Что предлагает в такой патовой ситуации МЗ? По сути, перераспределять средства, которые получает медицинское учреждение от НСЗУ. В одном из интервью заместитель министра здравоохранения Ирина Микичак предлагала следующий механизм: «Одним из реальных рычагов влияния является создание наблюдательных советов в коммунальных некоммерческих предприятиях (КНП). НСЗУ, как организация, которая покупает медицинскую услугу, также в какой-то степени должна анализировать структуру расходов. Аналогично и владелец больницы должен рассматривать и утверждать финансовый план КНП. На мой взгляд, должны быть определенные рекомендованные рамки. К примеру, 50% средств, привлеченных от Программы медицинских гарантий (ПМГ) и других разрешенных источников больница тратит на зарплаты и стимулирующие доплаты, еще 15%, например, на медикаменты, еще определенный процент инвестирует в развитие, обучение медперсонала. Капитальные расходы на ремонты, оборудование, коммунальные услуги должны дофинансироваться из местных бюджетов, которые в результате децентрализации стали гораздо богаче».
Несколько иную схему предлагает Михаил Радуцкий, руководитель парламентского комитета по вопросам здоровья нации и медицинского страхования — при формировании пакета медицинских услуг 25% от стоимости услуги направить на оплату труда медперсонала. По словам Радуцкого, сейчас это предложение обсуждается с Минздравом, НСЗУ и премьер-министром. «Без материального поощрения мы не удержим в системе медицинский персонал и других специалистов. Если после внедрения первого этапа реформы нам удалось увеличить оплату труда семейных врачей, к сожалению, на втором звене нам пока это не удается, — добавил парламентарий. — Также мы инициируем социальные гарантии медицинских работников и увеличение средств на подготовку специалистов, у нас не осталось санврачей и вирусологов. Уже сегодня правительство увеличило государственный заказ на подготовку этих специалистов. Но, к сожалению, иных механизмов, чем достойная оплата труда — нет».
В Минздраве сейчас работают над еще одним вариантом, как улучшить финансовую ситуацию с больницами. Заместитель министра по вопросам евроинтеграции Игорь Иващенко рассказал, что совместно с ВОЗ в 300 медицинских учреждениях в настоящее время проводится оценка их расходов. «Учреждения должны понимать не только, как тратить средства, но и как их удержать, на каких пациентов ориентироваться и как развивать заведение. Надо чтобы они сами научились считать и использовать средства. Эти вещи важны, обеспечив их реализацию, мы сможем говорить о максимально эффективном использовании ограниченного ресурса, который имеем сегодня».
КОВИДНАЯ НАУКА
Понятное дело, что от финансового обеспечения медицины будет зависеть и качество работы больниц и охват медицинскими услугами населения. Кстати, на днях в ООН представили аналитическую справку об универсальном охвате услугами здравоохранения в Украине.
Ее акцент — страна должна продолжать медицинскую реформу, при этом учесть вызовы пандемии — делать медицинскую систему более гибкой и стабильной. Надлежащее финансирование системы здравоохранения — тоже в приоритете советов аналитической справки: «Пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала критическую важность современной сети больниц и потребность в реструктуризации больниц в Украине. Несмотря на тяжелые негативные экономические и бюджетные последствия пандемии правительство должно сделать приоритетом здравоохранение и обеспечить для этого стабильный и предсказуемый среднесрочный объем бюджетных ресурсов».
Собственно, закон о медицинских финансовых гарантиях предусматривает выделение на медицинскую систему не менее 5% ВВП. Доктор Тамаш Эветович, руководитель Офиса ВОЗ по укреплению системы здравоохранения в Барселоне, во время презентации аналитической справки отметил, что на систему здравоохранения должно выделяться как минимум 12% ВВП.
«Если меньше — это значит, что будут слабые места. Исторически Украина всегда имела менее 12%. Мы, ВОЗ, говорим, что надо идти к этим цифрам. В Европе средние цифры — 15%. Из-за ковида эта цифра будет увеличиваться. Политическая воля должна быть переведена в определенные бюджетные цифры, и вы должны стремиться к европейским показателям, — отмечал в своем выступлении Тамаш Эветович. — В 2015 году мы готовили отчет по пациентам, испытывают ли они финансовые трудности в связи с получением медицинских услуг. Тогда говорили о 9% населения, живших на грани нищеты из-за невозможности оплачивать услуги здравоохранения. В Европе, когда мы говорим о расходах пациента, которые составляют более 30%, это значит, что мы не можем обеспечить финансовую защиту населения. На данный момент эта цифра составляет в Украине около 50%».
Но похоже, власть ничего не учит — ни вызовы коронавируса, ни протесты медиков, ни объяснения экспертов, почему урезать расходы на медицину нельзя.